Подшипники – это сборочные узлы, являющиеся частью опоры или упора и поддерживающие вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью.
Подшипники фиксируют положение в пространстве, обеспечивают вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимают и передают нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
Типы подшипников
Существует два основных типа подшипников: подшипники качения и подшипники скольжения.
- Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения. Существуют различные виды подшипников качения, отличающиеся по форме тел качения, количеству рядов тел качения, материалу тел качения и другим параметрам.
- Подшипники скольжения представляют собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент – вкладыш или втулка из антифрикционного материала. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу.
Применение подшипников
Подшипники используются в различных областях промышленности и техники, где необходимо обеспечить поддержку и вращение валов, осей и других подвижных элементов. Они широко применяются в машиностроении, автомобилестроении, авиационной и космической технике, судостроении, энергетике и многих других отраслях.
Преимущества и недостатки подшипников
Подшипники качения обладают рядом преимуществ перед подшипниками скольжения, такими как меньшие потери энергии на трение, меньший износ, простота обслуживания и замены. Однако они могут быть более дорогими и менее эффективными при высоких нагрузках и скоростях.
Подшипники скольжения, в свою очередь, могут обеспечивать более высокую грузоподъёмность и устойчивость к ударным нагрузкам, но требуют более тщательного ухода и обслуживания.
Выбор типа подшипника зависит от конкретных требований к конструкции, условий эксплуатации и экономических факторов.