Узаконить тюнинг автомобиля

В России впервые появился механизм легализации автомобилей с измененной конструкцией. На это направлен регламент согласования разного рода переделок, проект которого подготовило МВД. Документ призван упростить жизнь тем, кто переоборудовал машины под бездорожье или для работы на газовом топливе

Регламент согласования изменений конструкции автомобилей появился на regulation.gov.ru. В документе определен перечень действий автовладельца, желающего легализовать в ГИБДД переоборудованный автомобиль или заранее получить разрешение на планируемую доработку.

Документ стал реакцией ГИБДД на ситуацию, сложившуюся летом 2016 года. В мае экс-начальник Госавтоинспекции Виктор Нилов приказал подчиненным следить за тем, чтобы на дорогах не появлялись переоборудованные автомобили. Инспекторы в регионах приказ истолковали по-своему: в итоге штрафовать и лишать регистрации стали водителей внедорожников с усиленной подвеской или бамперами, большими колесами, а также автомобилей с газобаллонным оборудованием. В Москве, в частности, за пять месяцев 2016 года ГИБДД прекратила таким образом регистрацию более 600 машин. А еще летом резко упали продажи компаний, торгующих спецоборудованием для внедорожников. Предприниматели попросили вмешаться в ситуацию президента РФ, бизнес-омбудсмена Бориса Титова и Госдуму. Они заявили об «уничтожении рынка и сокращении нескольких тысяч рабочих мест».

По данным Национального автомобильного союза, большая часть «передельщиков» — владельцы машин на газовом топливе, которых в России около 4 млн. Как раз эту категории ждали наибольшие сложности. После ряда акций протеста эта тема обсуждалась на площадке Госдумы, где представители ГИБДД признались в наличии проблем с трактовкой регламента на местах и пообещали упростить правила. И наконец, появился новый регламент для того, чтобы узаконить тюнинг автомобиля. Чтобы понять, что изменилось в существующем механизме, надо сначала вспомнить нынешнюю цепочку согласования. Итак, сейчас этот процесс состоит из нескольких этапов. На первом владелец машины обращается в испытательную лабораторию за получением предварительной технической экспертизы изменений. Затем с заключением идет в ГИБДД за разрешением изменить конструкцию. После этого направляется в автосервис, где надо взять документ о проведенных работах. Следующий этап — техосмотр, откуда путь лежит снова в лабораторию, на финальную техэкспертизу, чтобы получить заключение о безопасности. И, в конце концов, — в ГИБДД на регистрацию.

Реформа затронет только одну стадию — общения водителя с ГИБДД в ходе регистрации машины в этом органе. Главное, из данного процесса убирается «самодеятельность», ведь до сих пор инспекторы на местах самостоятельно решали, в каких случаях отказать водителю и какие документы требовать. Кроме того, в некоторых подразделениях от автовладельцев требовали сначала привести автомобиль в первоначальный вид, а только потом давали добро на изменения. В большинстве случаев это требование было просто невыполнимым. Часть автомобилей уже были ввезены в Россию и поставлены на учет в органах ГИБДД с изменениями в конструкции, на которые к тому же практически никогда нет необходимых документов. А ведь ряд моделей транспортных средств давно сняты с производства, и оригинальных запчастей для них попросту нет. А даже если запчасти есть, то срок их доставки в регионы может исчисляться месяцами. Не случайно в Интернете образовались специфические сообщества. которые подсказывали автовладельцам, в какой регион ехать, чтобы внести изменения в конструкцию, а также с какими подразделениями не связываться. Появились и граждане, готовые «посодействовать» в легализации изменений в конструкцию автомобиля, в том числе и с использованием коррупционных механизмов.

В соответствии с новым документом устанавливаются четкие правила. Если на автомобиль уже установлено незарегистрированное оборудование, то снимать его для согласования с ГИБДД не нужно. Прописано и максимальное время взаимодействия с инспекцией — не более 60 минут (еще не более 15 минут на очередь), из них осмотр автомобиля — не более 20 минут. Определяется и госпошлина за услуги по согласованию — 800 руб.

Если же по какой-то причине Госавтоинспекция отказывает автовладельцу в регистрации тюнинга, учет автомобиля прекращается. За езду на незарегистрированной машине оштрафуют, а при повторном нарушении лишат прав. Таким образом, новый документ упрощает прохождение цепочки согласований, однако не так существенно, как ждали водители и автобизнес. Так, на новый регламент возлагались надежды о том, что из процедуры согласования уберут предварительную техническую экспертизу. Ведь продаваемое в РФ оборудование зачастую уже проверено производителем и сертифицировано, поэтому непонятно, зачем автовладельцам проходить дополнительное дорогостоящее согласование.

Все этапы получения согласования сохранились, а процедура осталась дорогой. 800 руб. — это только за услуги, которые автовладелец получит в ГИБДД. Все остальные экспертизы, обследования и прочие необходимые бумаги — за дополнительный счет. Так что узаконить переоборудование автомобиля может стоить от 10–15 тыс. руб. При этом на деле довольно часто никаких экспертиз и проверок оборудования на безопасность не проводится: фактически автомобилисты покупают заполненные бланки заключений с печатями. К тому же, как считают эксперты, проект надо дорабатывать и потому, что в регламенте должны быть четко перечислены все основания для отказа внесения изменения в конструкцию транспортного средства.

В целом процедуру согласования тоже надо совершенствовать, уверен начальник управления реализации и маркетинга компании «Газпром газомоторное топливо» Денис Сафонов. «Наши предложения: упростить предварительную экспертизу, совместить окончательную экспертизу с техосмотром, автоматизировать подачу документов, используя, например, портал госуслуг», — пояснил он.

С газобаллонным оборудованием (ГБО) — отдельная тема. Здесь ребром стоит вопрос безопасности. Контроль метановых баллонов в эксплуатации сейчас недостаточен, свидетельствует Денис Сафонов: «Нерадивые автолюбители просто покупают справки. Это очень опасная практика, она может иметь крайне негативные последствия для рынка». В Союзе предприятий газомоторной отрасли знают проблему. Надо передать контроль над качеством проведения работ по установке ГБО сертифицированным испытательным лабораториям, настаивает ведущий специалист союза Мурад Кулиев.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.