В помощьавтопаркам

Операционный лизинг — явление, получившее большое распространение в Западной Европе, но практически не развитое в России. В то же время в нашей стране о нем вспоминают все чаще

В мировом масштабе эта услуга пользуется спросом более 50 лет. Но если в Западной Европе и США большая часть корпоративных автопарков приобретается в операционный лизинг, то в России на него приходится лишь незначительный процент сделок. Возможно, ситуацию удастся переломить, если лизинговые компании совместно будут продвигать эту услугу среди своих реальных и потенциальных клиентов, объясняя им все преимущества операционного лизинга.

ДОВЕРИТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Операционный (или оперативный) лизинг отличается от финансового тем, что позволяет брать технику на время, не приобретая ее в собственность, что актуально в условиях экономической неопределенности. Лизингодатель по своему усмотрению и на свой риск приобретает имущество, а затем передает его клиенту во временное владение и пользование на платной основе. По сути, это аренда, ориентированная на клиентов, которые относятся к предмету лизинга как к основному фонду, позволяющему получать максимальную прибыль.

Вне зависимости от типа основной деятельности каждая компания имеет в наличии от одного до нескольких тысяч корпоративных автомобилей. Затраты на содержание и управление корпоративным автопарком — вторая, после фонда заработной платы, статья расходов. При этом приходится изымать из оборота средства, чтобы покрыть административные расходы, расходы на ремонт, ТО, управление.

Операционный лизинг — современный эффективный инструмент, который позволяет крупным компаниям и малым предприятиям оптимизировать финансовые и административные затраты на содержание автопарка за счет передачи его обслуживания на аутсорсинг.

Преимущества операционного лизинга — это, прежде всего, экономия собственных средств компании. Автопарк числится на балансе у лизингодателя, позволяя высвободить средства для основной деятельности и улучшить финансовые показатели.

Все виды рисков, связанных с автомобилем и его использованием, передаются профессионалам операционного лизинга: финансовые риски, риск потери стоимости автомобиля, технические риски, инфляционные, страховые, риски остаточной стоимости и другие. Таким образом, все расходы спланированы, и лизингополучатель защищен от неприятностей.

Обязательной составляющей операционного лизинга является предоставление лизингодателем дополнительных сервисов. Сюда можно отнести регистрацию автомобиля, постановку на учет, ТО, полное обеспечение и последующую реализацию, предоставление водителей, помощь в нештатных ситуациях.

«Программы операционного лизинга в целом отличаются лишь набором дополнительных услуг, включенных в пакет, — рассказывает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами группы компаний «Балтийский лизинг» Андрей Волков. — От их состава зависит и стоимость договора лизинга, и, соответственно, размеры ежемесячных платежей, и прочие условия. Чаще всего, клиент может приобрести новый легковой транспорт для коммерческого использования с авансом от 0 % на срок от 12 до 36 месяцев. Модельный ряд автомобилей достаточно разнообразен. Ежемесячный фиксированный платеж включает услуги по техобслуживанию автомобиля, необходимому в процессе эксплуатации ремонту, приобретению и хранению колес, шиномонтаж, помощь на дороге, страхование и регистрацию автомобиля и т. д.».

Использование опыта и экспертизы лизинговой компании, лучшее понимание своего автопарка, реальных и прозрачных затрат на него позволяют компании сконцентрировать усилия на ведении основного бизнеса, а заботы об автопарке передать профессионалам.

Сегодня операционным лизингом в России чаще всего пользуются представительства западных компаний, которым уже давно намного интереснее использование предмета лизинга, чем право собственности на него и связанные с этим издержки. Однако, несмотря на то, что до уровня стран Европы нам еще очень далеко, интерес российских лизингополучателей к операционному лизингу постоянно возрастает. В текущих экономических реалиях любой продукт, который позволяет клиенту улучшить свои финансовые показатели и/или сократить расходы, воспринимается рынком с энтузиазмом. В этом контексте операционный лизинг имеет существенный потенциал на российском рынке.

ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Эксперты полагают, что основная проблема на пути развития этой услуги, помимо общеэкономической ситуации, заключается в формировании спроса. Учитывая невысокий уровень проникновения операционного лизинга, в России необходимо популяризировать и обучать использованию этого вида финансирования.

«Среди факторов, сдерживающих развитие операционного лизинга в России, — низкий спрос в связи с отсутствием достаточного уровня знания как о самой услуге, так и об ее преимуществах, — объясняет представитель ГК «Балтийский лизинг» Андрей Волков. — Мы все люди, и мы не умеем хотеть что-то конкретное, если не знаем, что оно существует. Операционный лизинг как система управления автопарком — не исключение в этом правиле. Если пользователь автомобиля банально не знает, что на машине можно только ездить, то он не может хотеть жить в этой картине мира. Он живет в традиционной для него системе координат — вместе со страховщиками, автослесарями и запасной резиной в качестве неизбежного зла и неотъемлемой части процесса эксплуатации автомобиля. Будет знать, что может быть по-другому, что может быть лучше, — будет стремиться к этому, появится и спрос на услугу операционного лизинга. И от корпоративных, и от частных клиентов».

По его мнению, общеэкономические факторы в нашей стране в данном случае вторичны. «Со временем их влияние закончится, и спрос на новые автомобили вновь начнет расти. Но если лизинговые компании не приложат совместных усилий к формированию квалифицированного покупательского спроса на операционный лизинг, рост рынка новых машин и стабилизация экономики в целом не окажут никакого влияния на объемы сегмента операционного лизинга», — уверен Андрей Волков.

«Во-первых, стоимость операционного лизинга выше, чем стоимость классической финансовой аренды, — объясняет непопулярность услуги директор департамента маркетинга и развития компании Carcade Юлия Тарасова. — Во-вторых, подавляющее большинство лизингополучателей намерены не просто пользоваться транспортом, но и получить его в конце договора в собственность: во многих случаях это оправданно и экономически, а иногда вопрос лежит в сфере общей психологии отечественного бизнеса».

«Главный фактор, сдерживающий развитие операционного лизинга, — наличие у большинства российских компаний собственных автопарков и действующего штата для его обслуживания. Немногие компании готовы или чувствуют потребность отказаться от этого, — считает генеральный директор компании «Европлан» Александр Михайлов. — Другой фактор — рыночный, чем ниже будет стоимость привлечения финансовых ресурсов для лизинговых компаний (а в США и Европе эта стоимость минимальна), тем более выгодные условия операционного лизинга они смогут предлагать клиентам. В результате операционный лизинг будет обеспечивать еще большую экономию на фонде оплаты труда».

В числе сложностей участники рынка называют также неразвитость инфраструктуры. Ведь компаний, осуществляющих полную техническую поддержку основных средств, предоставляемых в лизинг, не так много.

Использование схемы операционного лизинга может быть невыгодно самой лизинговой компании, которая несет слишком большие эксплуатационные риски.

Помехой развитию операционного лизинга является отсутствие сформированного рынка подержанного коммерческого транспорта, что усложняет задачу дальнейшей реализации техники для лизинговых компаний, поэтому они менее смело, чем в Европе, берут на себя риски остаточной стоимости. Использование операционного лизинга, таким образом, предполагает наличие зрелого вторичного рынка, поскольку вернувшиеся объекты надо далее сдавать в аренду.

«У нас нет достаточной инфраструктуры для качественного обслуживания автопарков, особенно автомобилей иностранного производства (комплексное обслуживание — это стандарт оперлизинга за рубежом), — подтверждает Юлия Тарасова. — Кроме того, лизингодатель должен иметь налаженную систему сбыта автотранспорта с пробегом. Российский рынок коммерческих автомобилей пока не настолько емок, чтобы «переварить» дополнительное количество б/у автомобилей, возвращенных из лизинга».

В ближайшие 2–3 года не стоит ожидать взрывного роста рынка в этом сегменте, делают выводы эксперты. Операционный лизинг продолжит развиваться, но следуя по определенным этапам. Так, по прогнозам компании «Европлан», в 2017–2018 гг. вырастет спрос на услугу со стороны крупных международных компаний, в 2018–2020 гг. — со стороны крупных российский предприятий, и только потом операционным лизингом заинтересуется малый и средний бизнес.

По такому сценарию эволюционировал этот продукт на Западе, и мы постепенно будем сокращать свое отставание.

«Сейчас основной тренд в западных странах — повышение эффективности использования автопарка, причем неважно, в масштабах отдельного бизнеса или всего города, — рассказывает Александр Михайлов. — Для этого лизинговые компании предлагают решения Mobility (комплекс услуг от немедленного предоставления эвакуатора и техпомощи до подменных автомобилей), появляется все больше каршеринговых компаний, активно развивается карпулинг — все это находится в России на стадии зарождения. И распространение операционного лизинга — неотъемлемая часть эволюции нашей автотранспортной и автофинансовой культуры».

АНДРЕЙ ВОЛКОВ  / РУКОВОДИТЕЛЬ ДИРЕКЦИИ ПРОДУКТОВОГО РАЗВИТИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПАРТНЕРАМИ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ»

— Рынок лизинга коммерческого автотранспорта начинает медленно активизироваться. На ситуации в первую очередь положительно сказалось действие государственной программы поддержки отечественного автопрома Минпромторга России, которая эффективно стимулирует спрос на продукцию отечественных автопроизводителей. Думаю, по итогам года объем сегмента легкого коммерческого транспорта на рынке лизинга будет сопоставим с результатами 2015 г.

Вместе с тем операционный лизинг коммерческого транспорта пока еще нельзя назвать массовой услугой. И думаю, что основная причина — наша ментальность. Российские предприниматели до сих пор предпочитают самостоятельно заниматься техобслуживанием, регистрацией, страхованием и прочими сопутствующими эксплуатации автомашин процедурами. Они не готовы только использовать автомобиль по прямому назначению, оставив процедурную часть, например, лизинговой компании. Наших соотечественников почему-то настораживает перспектива не получить по истечении срока договора лизинга старый, изношенный транспорт в собственность, а продолжить использовать новые более современные машины по новому договору лизинга. Представительства иностранных компаний в России гораздо активнее пользуются этим инструментом. Но это неудивительно — их материнские компании по всему миру давно работают с транспортом именно по схемам оперативного лизинга.

Среди корпоративных клиентов операционный лизинг имеет смысл выбирать, в первую очередь, компаниям, бизнес которых напрямую связан с постоянными разъездами сотрудников. Компаниям, где менеджмент сосредоточен на основной операционной деятельности и которые не считают возможным тратить ограниченный временной, финансовый и человеческий ресурс на непрофильную активность по содержанию и обслуживанию автопарка. Компаниям, которые по разным причинам не хотят увеличивать балансовую стоимость основных активов, ведь оперлизинг позволяет не включать объекты лизинга в состав основных средств. Компаниям, которые думают о завтрашнем дне, для которых важно стратегическое сотрудничество с надежной лизинговой компанией, обеспечивающей поддержание парка автомашин в отличном состоянии не сегодня-завтра, а в перспективе трех-четырех, пяти и более лет.

Оперативный лизинг нужен только тем, кто покупает автомобиль, чтобы на нем ездить, т.е. использовать транспорт по прямому назначению. Если человек берет машину — себе или для бизнеса — чтобы самостоятельно менять масло, проводить время в «яме» в гараже, заваривая пробитый глушитель, или выяснять отношения со страховой компанией, то операционный лизинг для него — самое неправильное решение.

Сегодня российский рынок оперативного лизинга находится далеко позади европейского. Во многих странах операционный лизинг является одним из самых популярных финансовых инструментов поддержания, развития автопарка корпоративных клиентов и домохозяйств. Наш рынок в течение ближайших двух-трех лет, возможно, сдвинется с мертвой точки, но только если сами лизингодатели будут продвигать эту услугу, формируя новое общественное сознание, где плата за пользование новым имуществом с учетом его обслуживания будет абсолютной нормой.

ЮЛИЯ ТАРАСОВА / ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ CARCADE

— Продажи коммерческого транспорта в России ежегодно снижались начиная с 2013 года. При этом доля покупок коммерческого транспорта именно в лизинг росла. Если в 2013 году в лизинг приобреталось 44 % грузовиков, то в 2015-м уже 56 %, а в 2017-м доля лизинга приблизится к 70 %. Дефицит оборотных средств, вызванный общим сокращение денежной массы в экономике, заметно снизил возможности компаний и предпринимателей по приобретению коммерческого транспорта единовременно за полную стоимость. Тем не менее потребность в пополнении автопарков для обеспечения нормального функционирования бизнеса была и остается (особенно это актуально для логистических и торговых компаний).

Из-за общего сжатия рынка коммерческого транспорта объем лизинговых сделок с этим видом имущества в денежном эквиваленте также сокращался. Однако показатели снижения продаж в лизинг были меньшими, чем по всему рынку коммерческого транспорта в целом (–13 % против –26 % в 2014 г. и –29 % против –41 % в 2015 г. соответственно).

По нашим оценкам, в первом полугодии рынок лизинга коммерческого транспорта стабилизировался. Вероятно, по итогам всего 2016 года объем нового бизнеса в этом сегменте может вырасти на 5–7 %. Позитивными факторами являются адаптация российского бизнеса к новым экономическим условиям и частичная реализация отложенного спроса, а также потребность в обновлении автопарков (уровень износа парка коммерческого транспорта в РФ — порядка 40 %). Нельзя не отметить и программы государственной поддержки, стимулирующие покупку коммерческих автомобилей в лизинг. Помимо известной программы льготного автолизинга, позволяющей клиентам приобретать автомобили отечественной сборки с 10 % скидкой, на уровне субъектов федерации реализуются программы поддержки МСБ, предусматривающие субсидирование лизинга коммерческого транспорта. За счет господдержки затраты лизингополучателя на приобретение транспорта (даже с учетом удорожания по лизингу) могут быть ниже стоимости автомобиля в дилерском центре.

Доля операционного лизинга в сегменте лизинга коммерческого транспорта в настоящее время невелика — от 3 до 5 %. С помощью оперативного лизинга транспорт приобретают, в основном, российские представительства крупных иностранных компаний. Это следование западным корпоративным стандартам, когда управление автопарком и его комплексное обслуживание передаются на аутсорсинг. Кроме того, этот способ получения автомобилей удобен при подрядных работах в тех случаях, когда основной транспортный парк задействован на других проектах или его сложно задействовать из-за географической удаленности.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АВТОЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ «ЕВРОПЛАН»

— Несмотря на то, что операционный лизинг как таковой появился на российском рынке еще в 1999 году, а «Европлан» начал предлагать его своим клиентам в 2004-м, широкого распространения эта услуга не получила, поэтому ее до сих пор можно считать новшеством для российского бизнеса. Операционный лизинг по-прежнему находится на этапе становления.

Его доля в покупках автотранспорта остается приблизительно на одном уровне уже несколько лет, показывая рост только в количестве новых сделок и увеличении парка автотранспорта, находящегося в обслуживании у лизинговых компаний.

Основные вопросы, которые решаются для компании в рамках операционного лизинга, — это поиск и приобретение автопарка, а также его дальнейшее сервисное обслуживание. Приобретаемые автомобили страхуются от всех основных рисков и регистрируются в ГИБДД, то есть автопарк передается клиенту полностью готовым к эксплуатации. Также клиент может избавить себя от массы других задач, связанных с обслуживанием автомобиля: лизинговая компания способна обеспечить шиномонтаж, доставку автомобилей на сервис, подменные автомобили, топливные карты и др. В результате клиент может сосредоточиться на своей основной деятельности, которая и приносит ему доход, при этом «освободив себе руки» и получив доступ к лучшим ценам на покупку автомобилей, топливо, страхование и т. д.

Так как ранее эта услуга не была массово представлена (и востребована — о ней просто не знали) на российском рынке, крупные отечественные компании организовали собственные подразделения по управлению автопарком, то есть уже понесли определенные расходы. В случае выбора операционного лизинга им пришлось бы сокращать или перепрофилировать такие подразделения, так как все работы по поиску подрядчиков, организации закупок и обслуживанию проводит лизинговая компания. Те компании, которые правильно считают свои расходы (от трудозатрат бухгалтера по учету транспорта до расхода ГСМ на один служебный автомобиль) и готовы на такие изменения в обмен на повышение эффективности бизнеса, начинают все больше интересоваться операционным лизингом.

Чтобы облегчить переход от приобретения и обслуживания автопарка собственным штатом сотрудников к аутсорсингу этой функции, в «Европлане» есть специальный продукт — обратный выкуп. Лизинговая компания выкупает у клиента действующий автопарк — и сразу же сдает его обратно в лизинг. Тем самым у клиента появляются свободные средства, которые он может направить на развитие бизнеса, а также снижаются операционные расходы за счет сокращения штата сотрудников и более выгодных условий обслуживания автопарка.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.