Таблетка от кризиса:российский рынок лизинга

Из-за роста ставок и других ухудшений условий по кредитам наиболее приемлемым для малых и средних предприятий способом получения техники в пользование становится лизинг. К тому же и производители, и государство не оставляют лизингополучателей один на один с кризисом

Небольшим предприятиям давно полюбилась финансовая аренда техники. Получить возможности для развития, да еще и оптимизировать налогообложение предприятия — довольно привлекательная затея. К тому же многие компании просто не могут позволить себе купить машины, тем более что в большинстве случаев они нужны им на короткое время или с определенной периодичностью. Поэтому предприниматели зачастую рассматривают как более разумную стратегию взять технику в аренду, нежели закупать дорогостоящее оборудование. Хотя, конечно, все зависит от конкретной ситуации.

Как воспользоваться лизингом с наибольшей выгодой для себя, обсуждали в начале июня участники конференции «Спецтехника в лизинг: уникальные лизинговые программы и меры государственной поддержки».

«КРЕДИТНЫЕ ФАБРИКИ» ЗАКРЫЛИСЬ

Конечно, на фоне финансовой «тряски» падают оба рынка — и кредитования, и финансовой аренды, однако на втором положение отнюдь не такое бедственное. Уже второй год подряд портфель лизинга для малых и средних предприятий растет по сравнению с кредитованием этих компаний, рассказал глава департамента лизинговых продаж компании «ЮниКредит Лизинг» Александр Клюев.

«В конце 2014-го, под Новый год, ставки кредитования на межбанке выросли до запредельных 30%, — напомнил эксперт. — В этой ситуации многие банки и лизинговые компании просто остановили финансирование новых сделок, а конечные клиенты логично не были готовы занимать под столь высокие ставки». На этом фоне банки ужесточили требования к заемщикам, переориентировали свою деятельность на кредитование крупных клиентов. Многие из них частично или полностью закрыли так называемые кредитные фабрики, существенно сократили кредиты под залог товаров в обороте и предоставление долгосрочных ссуд (на срок более года). Как следствие — наблюдаемое существенное падение объема кредитования реального сектора экономики, по всей видимости, продолжится и в этом году. По оценке «ЮниКредит Лизинг», в сегменте кредитования предприятий малого и среднего бизнеса оно будет составлять как минимум 10–17%.

В этих условиях на первый план выходит именно лизинг техники, который в отдельных сегментах даже демонстрирует рост. Так, рынок финансовой аренды специальной и дорожно-строительной техники вырос с 8,3 до 10,4%. На рынке строительной техники, по данным экспертов, процент сделок, которые осуществляются через применение лизингового финансирования, достигает в некоторых ситуациях 70% относительно общего числа продаж.

Рынок лизинга техники стимулировало окончание ряда масштабных строительных проектов, таких как Универсиада в Казани и Олимпийские игры в Сочи, оценивает заместитель генерального директора Городской инновационно-лизинговой компании («ГИЛК»), руководитель филиала в Москве Анна Епифанцева. «Это привело к обращению на рынке большого количества техники и оборудования, бывшего в употреблении, что стимулирует рост сделок лизинга бывшего в употреблении имущества», — объясняет эксперт.

В следующие годы стимулы, по ее прогнозу, создаст запуск ряда инфраструктурных проектов, в том числе строительство газопровода «Сила Сибири», развитие территории Крыма, подготовка к чемпионату мира по футболу. «Одним из перспективных лизинговых продуктов в этой связи является операционный лизинг специальной строительной техники, основным преимуществом которого является возможность краткосрочного периода использования техники в зависимости от производственной необходимости клиента», — добавляет Епифанцева.

ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МИНУСОВ

Аргументов в пользу данного способа приобретения техники немало. «Лизинг, являясь финансовой арендой, имеет целый ряд преимуществ: от возможности брать “долгие деньги” и оформлять сделку с меньшим пакетом документов до получения налоговых преимуществ и улучшения баланса своего бизнеса», — объясняет руководитель JCB Finance в России и СНГ (программы по приобретению спецтехники от британского производителя JCB) Оксана Евтушевская.

При кредитовании техника хоть и переходит в собственность заемщика, но минусы зачастую перекрывают плюсы такого способа получения денег. Один из недостатков кредитов — они выдаются в основном на короткий срок. По данным Центробанка, 82% из них выданы до года, 11% — от года до трех и только 7% — более трех лет. Немаловажно, что заемщик фактически не получает налоговых выгод — на себестоимость относятся только проценты банка.

Приобретая технику в лизинг, компания привлекает долгосрочные финансовые ресурсы и получает вместе с тем налоговые льготы. Этот способ позволяет уменьшить налог на прибыль за счет отнесения полной суммы платежа на себестоимость. Кроме того, налоговая база гораздо быстрее (до трех раз) сокращается за счет ускоренной амортизации. Сумма НДС к возмещению (зачету) выходит в большем объеме, чем при кредитовании. Лизинг, кроме того, улучшает структуру баланса и нормативы кредитоспособности.

При пользовании лизингом, в отличие от кредита, требуется минимальный аванс, что позволяет не отвлекать большие денежные средства из оборота. Да и решение лизингодатель принимает куда быстрее кредитора, не требуя залога и хорошей кредитной истории.

«Основной аргумент в пользу лизинга в том, что при взятии кредита в каком-либо банке организация отвечает своим имуществом, — добавляет исполнительный директор ГК ЛОНМАДИ Андрей Петров. — В случае лизинга организация отвечает предметом лизинга. Именно он является единственным риском при самом негативном сценарии».

Дороговизна финансовой аренды по сравнению с кредитом — миф, отмечает эксперт. «Часто слышу вопрос относительно удорожания техники при покупке в лизинг. При этом зачастую сравниваются предложения по несопоставимым параметрам, — объясняет глава ЛОНМАДИ. — Например, заказчик смотрит на общую стоимость переплаты за период пользования машиной в лизинг, но не смотрит на график платежей и на то, каким образом эти платежи структурированы».

Вот тут и закрадывается существенная ошибка, поясняет Андрей Петров: «Так, если значительная часть платежей выносится на  первый период лизинга, то итоговое удорожание несколько меньше, чем когда идут равномерные платежи». Но в таком случае клиенту, правда, приходится поднапрячься и выплатить почти 70% стоимости машины в первый же год.

ГОСУДАРСТВО ПОМОЖЕТ

Далеко не в последнюю очередь лизинг делают привлекательным специальные программы финансирования от производителей и меры государственной поддержки, считают эксперты. Александр Клюев («ЮниКредит Лизинг») отмечает: как государство, так и производители спецтехники заняли активную позицию поддержки лизингополучателей. Специализированные программы по лизингу избавляют компанию от необходимости искать инвесторов для привлечения заемных средств или терять время и деньги на оформление банковского кредита под залог имущества компании.

Одной из таких «палочек-выручалочек» стала госпрограмма субсидирования автолизинга, принятая постановлением  правительства РФ от 8 мая 2015 года №451. Она дала возможность получения скидки по уплате авансового платежа в размере 10% от стоимости транспортного средства. Скидка при этом не должна превышать 500 тыс. руб. на один автомобиль и 10 млн руб. на одного лизингополучателя.

Программы поддержки действуют и на уровне регионов. Например, в Московской области субсидии в прошлом году получили более тысячи субъектов малого и среднего бизнеса — на общую сумму около 1 млрд руб., рассказала на конференции заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Надежда Карисалова. В рамках программы модернизации местные власти поддерживают тех, кто закупает новое оборудование и специальную технику для целей производства. Компании, приобретающие технику в лизинг, могут получить субсидию в размере 50% от первоначального взноса. Максимальная сумма субсидии для одного субъекта предпринимательства — до 10 млн руб. Причем поддерживается покупка как отечественного, так и импортного оборудования.

«Крестьянско-фермерское хозяйство купило трактор в официальный лизинг — половину первого взноса мы возмещаем, — привела пример замминистра. — 70 компаний у нас в прошлом году получили такое субсидирование». Бизнесмены, по ее словам, в основном приобретали бетономешалки, погрузчики, специализированную технику для теплиц — как импортного, так и отечественного производства.

В столице же работает фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, который в ближайшей перспективе намерен  заняться и поддержкой лизинга. Фонд известен тем, что дает поручительства предприятиям малого и среднего бизнеса.

«НЕ БУДЕТ ЗАКАЗЧИКОВ — НЕ БУДЕТ И КОМПАНИИ»

Реальным антикризисным инструментом эксперты считают собственные лизинговые программы от производителя. Рынок проявляет к ним все больший интерес. Основная цель таких программ — помочь клиенту пробрести технику конкретного бренда. Поскольку такие программы обычно рассматриваются как стратегические, их базовые предложения лучше, чем в целом на рынке. Плюс есть возможность получить субсидированное предложение.  Производитель, занимающийся конкретным видом техники, лучше знает свои продукты и потребности клиентов в своей области. В таком случае проще сделать клиенту комплексное предложение, связанное не только с самим продуктом, но и с сервисом, и с расширенной гарантией. «В лизинговой программе от производителя все отношения с клиентом рассматривают как очень долгосрочные, — говорит Оксана Евтушевская. — Программы могут быть уникальными: мы стремимся помочь клиенту с решением комплекса задач как с самой машиной, так и с сервисом и финансовым предложением».

Менее чем за полтора года в лизинг по программе было  предоставлено 250 единиц техники на общую сумму 1 млрд руб. «Покупателям JCB не требуется ждать снижения ставок Центробанка, чтобы купить нашу технику — мы уже снизили их. Так, флагман JCB — экскаватор-погрузчик 3CX доступен в лизинг со ставкой удорожания ниже докризисного уровня — 1,16% при условии внесения аванса от 49% и погашении сделки за 13 месяцев», — рассказала Евтушевская.

По словам Андрея Петрова, лизинг от производителя удобен его получателю еще и тем, что производитель в случае неприятностей пойдет навстречу клиенту, будет искать компромисс. «Существуют схемы реструктуризации долга, рассрочек и индивидуальных договоренностей, — напоминает он. — Поэтому нельзя сравнивать сектор розничного лизинга и предложения от эффективной профильной компании». Ведь не будет заказчиков — не будет и компании, которая производит данную технику, рассуждает глава ЛОНМАДИ. Поэтому поиск компромисса неизбежен.

Плюсы и минусы есть и у розничного лизинга, и у аналогичных предложений от производителей спецтехники, считает Анна Епифанцева («ГИЛК»). Говоря о преимуществах розничного лизинга, эксперт называет возможность сделок как с новым, так и с бывшим в употреблении имуществом, а также наличие у клиента выбора условий с точки зрения сроков и авансов. «Зачастую у лизинговых компаний, нацеленных на розничный бизнес, существует набор типовых программ или целевых продуктов, подходящих под те или иные виды имущества и параметры его эксплуатации», — добавляет Епифанцева.

Производители (или официальные дилеры), в свою очередь, предлагают финансовый сервис по приобретению в лизинг новой (либо выкупленной дилером по договору buy-back) техники. «С одной стороны, такой продукт обладает рядом объективных преимуществ, это заинтересованность дилера продать технику, — перечисляет представитель “ГИЛК”, — а также иностранное, и, как следствие, более дешевое фондирование, привлекаемое под сделку финансовой службой производителя (если речь идет об иностранных производителях). Кроме того, действует принцип одного окна — взаимодействие клиента и дилера по вопросам как покупки, так и финансирования». Но есть и минусы, объясняет эксперт: зачастую критерии одобрения подобных сделок при таком варианте существенно более строгие, и не каждый клиент может получить искомый сервис.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.