Scania Winter 2016:норвежский извоз

Норвегия — это не только удивительный край фьордов и прочих природных достопримечательностей, соседствующих с горнолыжными курортами. Вряд ли вы где еще встретите в таком изобилии ухоженные и обласканные автопоезда весьма необычных схем

Еще до посещения Норвегии мне доводилось «катать» на полигонах норвежские сцепки. Как правило, это красиво раскрашенные и тюнингованные грузовики или даже целые автопоезда. Причем неважно, что послужило объектом вдохновения — обычный строительный самосвал, лесовоз или магистральный автопоезд.

Типичный норвежский «тимбер» — 24 м, 60 т

Второй знаковой достопримечательностью является то, что Норвегия вместе с другими скандинавскими странами первыми допустили на своих дорогах эксплуатацию так называемых «шведских паровозов» — автопоездов в составе грузовика с прицепом полной массой 60 т и длиной 24 м. Это могут быть как фургоны и контейнеровозы, так и лесовозы, в просторечии именуемые «тимберами». С недавних пор на дороги допущены автопоезда полной массой 60 т и длиной уже 25,25 м. Два таких автопоезда могут заменить три стандартные сцепки. Налицо экономия топлива, снижение нагрузки на окружающую среду, а также меньшее количество водителей.

После детального знакомства с регламентом движения подобных автопоездов по дорогам общей сети выяснилось много всяких подробностей. Так, движение длинных сцепок жестко регламентировано. Существует специальный перечень дорог, по которым они могут передвигаться. Имеется и временной регламент.

Ко всему прочему на дорогах Норвегии запрещено использование шипованой резины и применение реагентов. Это ограничение привело к внесению в конструкцию тяжелых грузовиков специальных устройств-дозаторов. Для гарантированного трогания с места на заснеженных трассах под ведущие колеса подается мелкая гравийная крошка. Весьма эффективное решение.

SCANIA В НОРВЕГИИ

Поскольку в первую очередь нас интересовало положении компании Scania на норвежском рынке, то остановимся на некоторых моментах, позволяющих судить об ее достижениях в этом регионе.

Scania Tridem. В данном случае самосвальный автопоезд

Итак. В 2014 году в Норвегии было продано 4034 грузовика полной массой свыше 16 тонн. На долю Scania пришлось 1439 ед. (2 место в рейтинге). В прошлом году Scania переместилась на первую строчку, опередив своего главного конкурента Volvo Trucks.

На машины с колесной формулой 6х2 и 6х2/4 приходится львиная доля поставок — 55% (соответственно 37 и 18%), на долю 6х4 — 20%, 4х2 — менее 10%.

Наиболее интенсивная эксплуатация грузовиков происходит в первые 3–4 года. Здесь достигается максимальный пробег. Далее грузовик поступает на вторичный рынок. В следующие 3–4 года и далее владельцы постепенно снижают суммарный годовой пробег.

Основные продажи — это полностью укомплектованная техника. Шасси практически не продаются. 40% полнокомплектных машин поступают из Швеции, остальные 60 — из стран Западной Европы (Германия, Франция, Финляндия).

Сверхгабаритная сцепка — тяжелый седельный тягач и трал с экскаватором

Рынок подержанных грузовиков является серьезным бизнесом, поскольку до 50% всех подержанных машин уходят в другие страны.

Используется и арендная форма, для чего держится парк из 150 машин разного назначения. Период аренды колеблется от трех месяцев до двух лет. Одна из форм работы с клиентом — предоставление машины на период исполнения заказа на новую, обычно это около трех месяцев.

В Норвегии 60% владельцев Scania имеют в своем парке от 3 до 6 машин. При расширении объемов перевозок владельцы не расширяют парк, а нанимают водителей с грузовиками. Своеобразный аутсорсинг. При этом до 50% всех перевозчиков занято в строительном секторе.

На долю лесовозов приходится достаточно малый процент перевозчиков. Лесовозы в среднем в год пробегают всего 80 тыс. км. Для примера, в сегменте магистральных перевозок годовой пробег может достигать порядка 300 тыс. км.

Утро начинается с рассвета…

Подмечена в Норвегии и новая тенденция — за каждой машиной закрепляется один водитель. Времена двух и даже трех водителей на машину уходят в прошлое. В основном это связано с очень высокой стоимостью страховки.

Другая тенденция — это ограничение срока эксплуатации, в основном по причинам экологической безопасности. Структуры, связанные с правительственными организациями (автобусы, дистрибьюция), ограничивают эксплуатацию транспортных средств восемью годами, в исключительных случаях работает схема 8+2.

SCANIA WINTER

Не то чтобы Норвегия встретила нас морозом, нет. Просто в низинах температура опускалась до минус 20 градусов. Это внесло свои коррективы в начало тестовых заездов. Водители грузовиков вынуждены были подливать теплую незамерзайку в бачки омывателей.

Второй подготовительной операцией стала засыпка мелкого гравия в специальные бункеры у задних ведущих колес больших сцепок.

…и засыпки гравия

Именно с одной из таких сцепок — лесовоза Scania R730 Topline LB6x4HNB (60 т, 24 м, трехосный грузовик с 4-осным прицепом) — и было решено начать зимний тест по норвежским дорогам. Несколько слов о месте проведения. Это аэродром подскока недалеко от известного многим горнолыжного курорта близ местечка Трюсиль.

13-километровый маршрут включал затяжной спуск с левым поворотом, разворот на круговой развязке и возвращение к исходной точке. По нашим меркам дорога достаточно узкая, с признаками наледи. Конфигурация маршрута в полной мере позволяла оценить как тяговые, так и тормозные свойства автопоездов. Ко всему прочему маневренность длинных сцепок определялась на круговой развязке.

А так он помогает выходить из сложных ситуаций

Не скрою, несмотря на наличие множества вспомогательных систем (автоматическое подтормаживание при сбросе газа, многопозиционный ретардер и т. д.), из- за большой инерционной массы невольно приходилось слегка подтормаживать рабочей тормозной системой на спуске. В остальном машина вела себя безукоризненно. Да и как еще себя может вести грузовик, оснащенный столь мощным мотором.

После того как мы подраскатали выезд на главную дорогу с легкого подъема, в полной мере удалось оценить и систему подсыпки гравия под ведущие колеса. Одновременным нажатием двух клавиш происходил дозированный выброс порции гравия. Ведущие колеса тут же воспринимали это как помощь и натужно вытягивали автопоезд с подъема.

Европейский длинномер — 25,25 м, 60 т

Контейнеровоз с добавкой в 1,25 м стал следующим подопытным. Scania R580 Highline LB6x2HNB (60 т; 25,25 м; трехосный грузовик с 3-осным полуприцепом на двухосной подкатной тележке) не внесла каких-либо поправок в особенности управления. Да, сцепка длиной 25,25 м требует повышенного внимания, но не более того.

Интерес вызвало вождение самосвала Scania G490 LB6x4HSA, оснащенного автоматом Allison, по импровизированному зимнику. Лишний раз убедился, что на строительной технике применение привычной ГМП не имеет альтернативы в виде роботизированной коробки передач. Наличие же функции «раскачки», в противовес имеющимся на роботах, только усилило мое убеждение.

Далее в программе было вождение и автобуса с гибридной силовой установкой, и армейского грузовика 20-летней давности на цепях по заснеженной трассе. Все это принесло незабываемые впечатления от проведенного мероприятия в заснеженной Норвегии. Реальность не обманула ожидания, и это главное.

Реальные условия работы норвежских перевозчиков

МИМОХОДОМ

Свою деятельность в Норвегии Scania начала в 1945 году, сразу после войны, когда потребовалось восстановление народного хозяйства — перевозка грузов (в первую очередь лесовозы), строительная техника.

До 1999 года импортер имел полную независимость от группы Scania. И только в 1999-м был получен статус официального импортера Scania в Норвегии.

В распоряжении бренда 46 сервисных станций: на самой маленькой работают 4 человека, на самой большой — 36. Самая большая сервисная станция расположена в западном регионе ответственности. Все сервисные станции — это частные предприятия. Большая часть бизнеса (более 50%) сосредоточена в восточном регионе ответственности. Всего же имеется три зоны ответственности: северная, восточная и западная.

Норвежский парк грузовиков Scania полной массой свыше 16 тонн насчитывает более 17 тыс. ед. Диапазон мощностей — от 250 до 730 л. с. Причем 67% парка приходится на машины, оснащенные моторами V8.

По итогам прошлого года Scania заняла в Норвегии первое место среди «большой семерки», продав 1609 грузовиков. Доля рынка составила 41,9%.

Превалирует модульная конфигурация грузовиков для оптимизации транспортных решений.

Клиенты Scania имеют возможность постоянного контакта с базой данных (scania. no & finn.no) как по новым, так и по подержанным грузовикам, для чего разработаны специальные мобильные приложения. Кроме всего прочего, имеется специальный центр аренды грузовиков.

НА ЗАМЕТКУ

Для зарубежных водителей-дальнобойщиков в Норвегии разработан сервис Donna Diesel (www.vegvesen.no/en), на котором можно получить самую полную информацию о характерных особенностях передвижения по территории страны на грузовых автомобилях.

Есть вариант и на русском языке, который в мельчайших подробностях расписывает, когда, где, как и с чем можно передвигаться на грузовике по территории Норвегии.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.