Подножка от Запада:как повлияли санкции на российский автопром

В первые месяцы года продажи коммерческого транспорта в России, по данным аналитиков, рухнули примерно на 40%. Помогут ли меры господдержки этому рынку выкарабкаться из кризиса?

Последствия для автопрома антироссийских санкций, риски для отрасли и ответ на них — эти и другие темы обсуждали участники 89-й Международной научно-технической конференции «Автомобилестроение России: новые вызовы». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация автомобильных инженеров и Университет машиностроения (МАМИ).

ИСТОРИЯ ПАДЕНИЯ

Кризис автопром начал чувствовать еще до введения санкций против России — в 2013 году, сообщила председатель Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники комитета Госдумы РФ по промышленности, депутат Альфия Когогина. «Тогда мы имели сокращение производства почти на 2% и сокращение рынка почти на 6%», — сообщила парламентарий. На авторынок, по ее словам, в тот момент оказали влияние стандартные причины, среди которых замедление роста экономики, уменьшение инвестиций, а также повышение ставок по кредитам и отсутствие программ льготного кредитования, что ударило по рынку коммерческого транспорта.

В 2014 году тренд продолжился и усугубился. На рынке новых автомобилей падение продаж в грузовом сегменте составило почти 16% — со 119 до 110 тыс. шт. Еще заметнее снизились продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) — на 28,2% (со 179 до 129 тыс.). Производство же в этих секторах упало на 11,7 и 31,4% соответственно.

Рыночная ситуация в 2015 году, к сожалению, находится в той же плоскости падения. В январе рынок новых автомобилей просел еще заметнее. В грузовом сегменте продажи снизились на 57,7%, в LCV — на 24,7%. Производство упало на 31,4 и 60,7% соответственно.

Тренд сохранился и в феврале. Так, в частности, из отчета компании «Автостат-Инфо» следует, что в этом месяце продажи грузовиков снизились на 41% по сравнению с февралем прошлого года. В целом в секторе коммерческого транспорта, как сообщается, больше всего просел рынок иностранных автомобилей, где снижение составило 50%. Российских коммерческих машин в феврале этого года купили на 36% меньше, чем в феврале 2014 года.

Участники конференции обсудили положительные и отрицательные эффекты от введения санкций в отношении России, риски автопрома в текущих рыночных условиях и меры поддержки автомобильной промышленности в 2015 году»

РЫНОК В СТРЕССЕ

Что же загнало рынок в стресс после введения санкций? Производители и дилеры в первую очередь винят в падении продаж рост кредитных и лизинговых ставок. Ни для кого не секрет, что грузовой сегмент авторынка падает сильнее легкового, так как на него значительное влияние оказывает инвестиционный спрос, который, в свою очередь, зависит от стоимости «денег взаймы». По данным аналитиков, ставка по лизингу для коммерческого транспорта выросла с 10–18% (для небольших клиентов — дороже) вплоть до 25% (в среднем). Для помощи российскому авторынку Центробанком было принято решение с 16 марта снизить ключевую ставку на один пункт — до 14%, но это, конечно, оказалось недостаточной мерой, чтобы повлиять на ставки по кредитам и лизингу. Для стабилизации ситуации в машиностроении необходимо восстановить ставку как минимум до уровня начала декабря 2014 года — 10,5%, а для устойчивого развития необходимо возвращение к уровню ставки на начало 2014 года — 5–6%, утверждают участники рынка коммерческих автомобилей.

Важная причина также в отсутствии спроса и свободных денег у покупателей, подсказывают отраслевые эксперты. По оценке «Infoline-Аналитики», рынок лизинга грузового автотранспорта сокращается, в первую очередь, из-за отсутствия спроса со стороны перевозчиков, которые столкнулись со снижением объема заказов и простоями. При этом ряд лизингополучателей не способны финансировать контракты и вынуждены возвращать грузовики банкам.

Таким образом, по итогам первых месяцев рынок развивается по стресс-сценарию. Однако антикризисные меры могут затормозить падение рынка по итогам года примерно в два раза, считают в Госдуме. Если ничего не предпринимать, власти РФ рискуют столкнуться с ростом социальной напряженности, считает Альфия Когогина. Ведь нужно учитывать, что пострадает далеко не только автопром — одно место в этой отрасли создает до дести мест в смежных отраслях.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

Нивелировать негативный тренд, по оценке профильного комитета Госдумы, отчасти позволят меры из антикризисного плана правительства. Дополнения в этот документ будут ежеквартальными, а пока в план вошли следующие мероприятия.

«Во-первых, продление программы утилизации, которую мы запустили 1 сентября прошлого года. На это будет выделено не менее 10 миллиардов рублей», — начала перечисление депутат Когогина.

Во-вторых, не забудут и о лизинге, что особенно актуально для продаж коммерческой техники. Субсидирование программ на эту тему составит 2,5 млрд руб. О снижении ставок ЦБ, к чему, кстати, активно призывает ряд депутатов Госдумы, пока, впрочем, ничего не слышно.

В-третьих, речь также идет о субсидировании закупок газомоторной техники (3 млрд руб.).

Четвертая мера — это выделение дополнительных ассигнований государственным заказчикам — органам исполнительной власти на покупку техники (5,1 млрд руб.).

«Все эти действия, по расчетам самих участников рынка, должны принести рост продаж свыше 200 тысяч единиц техники, — резюмировала парламентарий. — У этих мер очень высокая бюджетная эффективность. Например, программа утилизации, по разным подсчетам, имеет КПД 177%. Напомню, что каждый вложенный рубль возвращается в федеральный и региональные бюджеты в виде налогов».

Главная задача на сегодня, по словам Когогиной, — сохранить потенциал отрасли для следующего года: «Потенциал у отрасли есть. И мы полагаем, что в 2015 — начале 2016 года мы пройдем некое дно. А в середине 2016 года начнем восстанавливать рынок».

Спикеры пленарного заседания призвали студенческую аудиторию «принести новые знания для следующего качественного рывка в автомобильной промышленности

СОЮЗНИКИ В ПЛЮСЕ

Антироссийские санкции — это не одни лишь минусы, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. Эксперт видит в ограничениях против России дополнительный стимул для создания и реализации программ импортозамещения. Они простимулировали реализацию автомобильной техники в странах Евразийского экономического союза (начал действовать 1 января). «В конце прошлого года, например, все имеющиеся автомобильные стоки России были проданы Казахстану, Белоруссии и другим странам СНГ именно за счет соотношения рубля к доллару», — пояснил эксперт.

Однако начало работы нового объединения на постсоветском пространстве также добавит проблем автомобильной отрасли. Несмотря на возражения ОАР, идет продавливание легализации параллельного импорта, заявил Коровкин. «Те решения, которые сегодня принимаются на уровне вице-премьера РФ, о том, что пилотным направлением параллельного импорта будут лекарства и запчасти, открывают лазейку фальсифицированному продукту и контрафакту», — считает он. Коровкин напоминает о множестве юго-восточных компаний, готовых поставлять любую непроверенную продукцию на территорию России.

Таким образом, параллельный импорт мешает развитию импортозамещения, о котором мечтают власти РФ. Ввозимый товар в результате его введения будет дешевле, но худшего качества.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.