Олимпийский рывок:автобусы для Сочи

Незаметно пролетел год с момента проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. Их результатом стала не только триумфальная победа российских спортсменов в командном первенстве, но и лучшая, по мнению зарубежных экспертов, за всю историю проведения зимних соревнований организация

Организация соревнований подобного уровня неразрывно связана с транспортным обслуживанием. Кстати, в период проведения зимних Олимпийских игр в Сочи мне удалось, что называется, не понаслышке оценить работу автобусного обслуживания как спортсменов, так и многочисленных зрителей.

Напомним, для обслуживания Олимпийских игр в Сочи «Группой ГАЗ» из 963 автобусов было поставлено 282 автобуса большого класса «Вояж» (включая 150 машин в специальном исполнении для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пользователей инвалидных колясок), 370 автобусов особо большого класса «Вояж L» (включая 77 машин в специсполнении), 57 туристических автобусов «Круиз» и 30 низкопольных машин ЛиАЗ-5292.30. Все автобусы были оборудованы системой ГЛОНАСС. Это было обязательным условием для участников тендера. При этом городские модели должны были соответствовать экологическим нормам Евро-5, туристические — Евро-4.

Поставке автобусов предшествовала кропотливая работа. Я уж опущу вереницу моментов, связанных с участием в тендере на поставку автобусов и победой в нем. Отмечу лишь то обстоятельство, что олимпийские модификации автобусов были разработаны на шасси Scania «Группой ГАЗ» совместно с компанией «Скания-Русь», которая также являлась поставщиком Олимпийских игр в Сочи. С февраля по июль 2012 года были проведены эксплуатационные испытания новых машин на олимпийских маршрутах Сочи. Результаты испытаний послужили основой для определения потребительских характеристик олимпийского пассажирского транспорта, разработки и формирования маршрутов на время Игр. В частности, в 2012–2013 гг. туристические автобусы были задействованы в обслуживании тестовых соревнований на олимпийских объектах Сочи.

Кроме того, с февраля по июль 2012 года автобусы прошли полигонные испытания в России и Швеции. В качестве комментария к испытаниям автобусов на шведском полигоне Scania в Седертелье можно привести следующее высказывание шведских специалистов.

Они утверждали, что качество кузовов «Вояжей» и «Круизов» их приятно удивило. Команда шведских испытателей, имеющая опыт работы по тестированию собственного продуктового ряда, производимого в Польше и Эстонии, с использованием кузовов как испанской фирмы Irizar, так и других западноевропейских производителей, поставила в рейтинге по качеству сборки подмосковные на почетное второе место.

Водительское место в ЛиАЗе оснащено ничуть не хуже, чем у зарубежных аналогов

Выполнение столь серьезного заказа отразилось и на заводах, производящих автобусы для Олимпиады. К моменту начала выполнения заказа предприятия завершили техническое перевооружение производственных площадок в рамках обновления модельного ряда выпускаемой продукции. С начала 2012 года инвестиции в техническое перевооружение и разработку новых продуктов на производственных площадках «Группы ГАЗ» составили порядка 360 млн руб.

В рамках модернизации был обновлен парк оборудования предприятий: закуплено новое сварочное и окрасочное оборудование, новые инструменты и оснастка, организованы зоны грунтования и рихтовки каркаса кузова. Для усиления контроля потребительских свойств выпускаемой продукции были созданы зоны проверки качества и предпродажной подготовки по стандартам компании Scania.

У городского ЛиАЗа широкие дверные проемы. Средний вход в автобус оборудован выдвижной аппарелью

Кстати, приемка автобусов велась с использованием системы CSA, принятой некогда «Группой ГАЗ» на нижегородском автозаводе при организации производства автомобиля Siber. Впоследствии она была использована на всех без исключения заводах группы.

Суть этой системы состоит в том, что с конвейера службой качества в произвольном порядке берется автобус и в соответствии с принятой методикой досконально осматривается. За показатель качества берется некая сумма баллов, набранная у конкурентов. Далее она становится базовым показателем при оценке качества. Вводится так называемый лимит штрафных баллов. Комплекс мероприятий занимает от 6 до 8 часов. При этом осуществляются визуальный осмотр, инструментальный контроль, обкатка (дорожный тест) и тест на водонепроницаемость.

Если в процессе осмотра эксперты обнаружат менее 200 баллов, автобус считается принятым к сдаче заказчику. Первая партия олимпийских автобусов из 50 штук подверглась тотальной проверке службой качества по системе CSA. Ну и самое главное, данная служба не подчиняется производству. Элемент давления исключался.

Параллельно велась работа с эксплуатационниками в лице ГУП МО «Мострансавто». Последние высказали свои замечания, которые, к чести заводов, быстро устранялись. Для оперативной работы к заводу тогда были прикомандированы специалисты, в частности из «Мострансавто», которые отслеживали процессы сборки и передачи автобусов.

Но вернемся непосредственно в Сочи. Ежедневно на работу выходило порядка 860 олимпийских автобусов. Это требовало от персонала, обеспечивающего их бесперебойную работу, отлаженного механизма, сравнимого разве что со швейцарскими часами. Но самое главное, это было реализовано.

Так, представители «Русских автобусов — Группы ГАЗ» вместе с перевозчиком решали как мелкие вопросы по ТО, так и более крупные проблемы на базе сочинского предприятия ПАТП-6, принадлежащего «Сочиавтотрансу». Здесь был создан большой стационарный технический центр, в котором имелось 12 подъемников, там же был образован единый диспетчерский пункт, куда стекалась вся информация. В персонал входила группа более чем из 60 человек (ИТР и рабочие специальности).

Главная задача — обеспечение коэффициента технической готовности на уровне не менее 0,97. Достигнутый же уровень составил 0,98. Мелкий ремонт устранялся в течение одной смены. На более сложный ремонт отводилось не более двух дней.

В ходе совместной работы был отмечен один отрадный момент. По результатам взаимодействия с заказчиком в лице «Мострансавто» им были выставлены дополнительные требования к основному заказу, которые в оперативном порядке были полностью выполнены компанией «Русские автобусы — Группа ГАЗ».

Поскольку предполагалось, что автобусы после Олимпиады будут переданы реальным хозяевам в лице «Мострансавто» и «Пассажиравтотранса» (Санкт-Петербург), то мне небезынтересно было узнать, как ведут себя автобусы после года эксплуатации. Наибольший интерес вызывал городской автобус ЛиАЗ-5292.30. К этой теме мы вернемся в рамках отдельного материала, посетив одно из предприятий «Пассажиравтотранса» в Санкт-Петербурге.

Олимпийский заказ позволил модернизировать производство, повысить качество за счет внедрения системы CSA на приемке

Напомним читателям, что с этой модификацией наш журнал знакомил вас в прошлом году в третьем номере журнала «Автопарк». ЛиАЗ-5292.30 представляет собой глубокую модернизацию серийно выпускаемой низкопольной городской модели. Кузов машины несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки длиною 12,3 метра. Внешне новинка вышла достаточно удачной. Машина получила новые переднюю и заднюю маски, состоящие из нескольких  отдельных элементов, что существенно облегчает проведение ремонтных работ, головную оптику Hella, увеличенное панорамное ветровое стекло и большие электронные маршрутоуказатели. Обращает на себя внимание доступность практически всех основных и вспомогательных агрегатов, доступ к которым осуществляется через навесные люки, включая крышку моторного отсека. Компоновка моторного отсека, доступ к узлам двигателя решены на профессиональном уровне. Кстати, предусмотрена здесь и автоматическая система пожаротушения отсека.

Во время обслуживания Игр в Сочи автобусный транспорт работал, как швейцарский часовой механизм

Вход в пассажирский салон осуществляется через три двухстворчатые двери. Низкий уровень пола и отсутствие ступеней делают удобным вход в салон в любую из дверей, что, в свою очередь, позволяет упростить ротацию пассажиров на городском маршруте, а наличие системы книлинга только ускоряет этот процесс. Кроме того, при необходимости во время посадки можно использовать механическую выдвижную аппарель, которой оборудован средний вход в автобус.

Салон вмещает 112 пассажиров, имеет 27 сидячих мест плюс 3 места оборудовано для людей с ограниченными физическими возможностями. Салон светлый и просторный. Обшивка боковых стенок и потолка выполнена из светло-серого пластика, который не только радует глаз, но и приятен на ощупь. Пассажирские сиденья пластиковые, с мягкими вставками, вполне удобные. То же самое можно сказать про поручни.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью констатировать, что олимпийский заказ для «Русских автобусов» стал тем рывком, который позволил не только модернизировать предприятия дивизиона и поднять качество выпускаемой продукции, но и заложить основу для обновления всего модельного ряда выпускаемых автобусов.

Недаром же за проведение Олимпийских игр на своей территории идет нешуточная борьба. Игра стоит свеч, и «Русские автобусы» тому подтверждение.

Олимпийские автобусы позволили не только поднять качество обслуживания, но и внести свою лепту в поддержку общего стиля сочинской Олимпиады

СЕРГЕЙ МАЕВСКИЙ / ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС»

Автобусы ЛиАЗ, которые были задействованы в транспортном обслуживании Олимпиады и Паралимпиады в Сочи, хорошо знакомы и водителям, и специалистам нашего предприятия. Эта техника, отвечающая современным требованиям, разработана с использованием прогрессивной агрегатной базы. На время транспортного обслуживания Паралимпиады автобусы были специально оборудованы для нужд маломобильных пассажиров — представителей клиентских групп. Отмечу, что автобусы выдержали напряженный график работы на спортивном событии мирового масштаба в круглосуточном режиме. А по окончании соревнований без происшествий вернулись своим ходом в Санкт-Петербург, преодолев сложный горный ландшафт.

ОЛЬГА СИНЦОВА / ЖИТЕЛЬНИЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, 31 ГОД

Лично я как молодая мама очень довольна тем, что в нашем городе появились такие автобусы! Отсутствие ступеней хорошо и для детских колясок, и для пожилых бабушек, и для маломобильных горожан на инвалидных колясках. Мне очень нравится, что у них низкий пол. Когда сын подрастет, ему тоже легко будет зайти в салон. До того как появились эти автобусы, у меня были огромные проблемы с передвижением по городу. Ну вот, допустим даже, что забралась я с коляской в салон. И что дальше? Куда мне деться внутри автобуса? Остальные пассажиры еле протискиваются мимо нас к выходу. Неудобно — жуть. Сейчас спокойно заезжаю в салон вообще без посторонней помощи. Внутри просторно, есть где разместиться. И места для пассажиров достаточно. Тихий, почти бесшумный автобус с плавным ходом довезет до нужной остановки, на которой я спокойно выйду из салона, тоже без посторонней помощи. Да и небо не коптят. Ни разу не видела, чтобы из выхлопной трубы валил дым клубами, как это часто бывает.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.