Мотор Mercedes-Benz из России:Евро-5 и другие новшества

В Ярославле началась сборка модернизированного дизеля OM646 для микроавтобусов Sprinter Classic. Легендарный мотор, который ставился даже на Mercedes-Benz E-class, теперь соответствует экологическим нормам Евро-5. Разберемся в особенностях этого двигателя

Требования пятого экологического класса в РФ с 1 января 2014 г. действуют на все ввозимые автомобили. По действующим изменениям регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» все выпускаемые на территории Таможенного союза автомобили должны соответствовать требованиям Евро-5 с 1 января 2016 г.

Блок цилиндров, прибыв из Германии, проходит обработку на ЯМЗ и поступает на сборочную линию

Компания «Мерседес-Бенц РУС» провела модернизацию выпускающегося двигателя ОМ646 с целью повышения его экологических показателей. Были переработаны алгоритмы блока управления подачи топлива. Был заменен клапан EGR, увеличен размер теплообменника промежуточного охладителя наддувочного воздуха, стали применяться новые датчики температуры и давления. Для очистки отработавших газов применили другой сажевый фильтр и измененный окислительный нейтрализатор. Кроме того, по просьбе клиентов к выпуску подготовили более мощный вариант двигателя, развивающий 136 л.с.

Соглашение об организации производства коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter серии W901–W905 в Нижнем Новгороде был подписан еще 23 декабря 2010 г. Производство Mercedes-Benz Sprinter Classic на территории Горьковского автомобильного завода началось во втором полугодии 2013 г., а продажи — в сентябре. Вместе со сборкой в Нижнем Новгороде стартовало и производство двигателей ОМ646 на производственной площадке ЯМЗ-530 «Группы ГАЗ» в Ярославле.

Монтаж поршней в сборе

Российский Mercedes-Benz Sprinter Classic в многочисленном ряду автомобилей Sprinter занимает отдельное место. Mercedes-Benz производит Sprinter с 1995 г., начиная с моделей семейства T1NВ. В 2000 г. автомобиль модернизировали, изменив экстерьер. Называть эту модернизацию простым face lift было бы неправильно. Так, до 2000 г. автомобили Sprinter комплектовались двигателями ОМ601 и ОМ602. С 2000 г. стали устанавливать 4-цилиндровые дизели ОМ611 и 5-цилиндровые ОМ612/647. Эти агрегаты использовали по 2006 г.

В 2006 г. появился Mercedes-Benz Sprinter второго поколения — NCV3 (New Concept Van 3), больше известный как W906. Автомобили Sprinter второго поколения получили, в том числе, двигатели OM646 CDI 2.1 и 6-ступенчатую механическую коробку пере дач. Дизели ОМ646.984 мощностью 88 л. с. устанавливали на автомобили Sprinter 209 CDI, 309 CDI и 509 CDI. Двигатели ОМ646.985, развивающие 109 л. с., — на Sprinter 211 CDI, 311 CDI, 411 CDI и 511 CDI. Самые мощные модификации 646.989 и 646.990 (150 л. с.) устанавливались на Sprinter 215 CDI, 315 CDI, 415 CDI и 515 CDI.

3D-модель двигателя ОМ646

Таким образом, нижегородский Mercedes-Benz Sprinter Classic является автомобилем с кузовом первого поколения, производившимся до 2006 г., и двигателем, устанавливаемым на автомобили второго поколения, фактически являясь разновидностью серии 211–511. Кроме того, Sprinter Classic имеет коробку без шестой передачи.

Дизель OM646 появился еще в 2002 г. — на легковых автомобилях Mercedes-Benz E-сlass. Он оснащался топливной системой Common-Rail второго поколения с максимальным давлением впрыска 1600 бар, с новыми форсунками, имеющими 7 отверстий. Меньший диаметр сопл позволял лучше распылять топливо. Топливная система обеспечивала два пилотных впрыска. Впрыск топлива перед непосредственным впрыском, вызывающим горение топливного заряда, позволяет уменьшить температуру в камере сгорания из-за испарения топлива, соответственно снижая средние температуры рабочего цикла и давления. Таким образом, уменьшаются выбросы NOx, улучшается плавность работы дизеля, снижаются шум и вибрации. Пневматический клапан EGR был заменен клапаном, управляемым с помощью электроники. В 2006 г. Mercedes-Benz модернизировал дизель OM646. У обновленного OM646 EVO были заменены 90 деталей. Степень сжатия дизеля понизили с 18,0 до 17,5.

Двигатель перемещается на пост установки передней крышки головки блока

Были применены более высокие поршни и короткие шатуны. Кроме того, был установлен новый доработанный турбокомпрессор и теплообменник промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Головка блока цилиндров была переработана, чтобы обеспечить еще более эффективное охлаждение двигателя. Для улучшения запуска двигателя стали применять керамические свечи накаливания. В 2009 г., после введения в Европейском Союзе экологических требований Euro 5, автомобили Mercedes-Benz Sprinter W906 стали комплектоваться дизелями ОМ651.

Российские требования к экологическому классу 5, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. №730 «О внесении изменений в технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 января 2012 г. №2» основаны на Правилах ЕЭК ООН № 83-5 (В) 2005 г. Эти нормы более мягкие и не соответствуют европейским требованиям Euro 5, определенным Правилами ЕС 715/2007 и 692/2008. На самом деле европейские нормы Euro 5 состоят из трех отдельных стандартов: Euro 5a, Euro 5b и Euro 5b+, образуемых требованиями как к эмиссии, так и к бортовым диагностическим системам (OBD). В европейских официальных документах упоминается только термин EOBD, а не OBD. Понятие EOBD используется и производителями автомобилей. Четкое отличие в названиях необходимо в связи с различающимися требованиями к бортовым диагностическим системам, действующими в Европейском Союзе и США.

Головки блока двигателя перед сборкой

Требования Euro 5a не ограничивают количество выброшенных частиц на 1 км, а только массу. Для автомобилей группы N1 класс III (массой свыше 1760 кг) — в 0,05 г/км. В требованиях Euro 5b добавляется ограничение количества частиц, масса выброшенных частиц снижается до 4,5 мг/км. Российские требования Евро-5 предусматривают для автомобилей группы N1 класс III выбросы не более 0,06 г/км. Также у Евро-5 меньше требования к выбросам NOx: 0,39 г/км вместо 0,28 г/км.

Требования к возможностям мониторинга системой OBD при переходе от Euro ¾ к Euro 5 существенно расширяются. На OBD возлагаются требования по контролю системы EGR, мониторинга потока и температуры перепускаемых отработавших газов; мониторинга нейтрализатора NMHC и NOx (Euro 5b+); контроль нейтрализации NOx и выбросов РМ; мониторинг состояния всех кислородных датчиков и мониторинг в режиме IUPR (Euro 5b+).

Характеристики двигателя ОМ646 мощностью 80 и 100 кВт

NMHC — это неметановые углеводороды (Non-Methane Hydrocarbon). OBD должна контролировать DOC (Diesel Oxidation Catalyst) с целью проверки его способности преобразовывать углеводороды несгоревшего топлива и окиси углерода (монитор эффективности DOC работает только после регенерации DPF). Для определении концентрации О2 и NOx в отработавших газах дизелей используют датчик NOx. Для контроля выбросов твердых частиц должен применяться отдельный датчик PMS (Particulate Matter Sensor). Датчик измеряет электропроводимость между своими электродами. Когда частицы скапливаются между электродами, электрическое сопротивление падает, что вызывает протекание тока, которое фиксирует контролер датчика. Длительность до появления определенного порога тока и определяет утечку РМ через сажевый фильтр. Поскольку частицы скапливаются на датчике, он должен быть изредка регенерирован путем активации нагревателя. Все датчики и их нагреватели проверяются на функциональность. Режим IUPR — это мониторинг свойств во время работы (In Use Performance Ratio).

Собранный двигатель перед отправкой

Таким образом, экологический класс 5, или Евро-5, — это не то же самое, что Euro 5. Наверное, поэтому в «Мерседес-Бенц РУС» сочли более целесообразным модернизировать двигатель OM646 вместо перехода на ОМ651, как это было сделано в Германии при введении норм Euro 5 шесть лет назад.

Mercedes-Benz Sprinter Classic Евро-5 поступят клиентам в январе 2016 г. Заказы на автомобили принимаются с середины ноября 2015-го.

Российские Sprinter Classic

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.