ЛиАЗ-529260.Не велик и не мал

Ликинский автобусный завод дополнил свою и без того широкую производственную гамму низкопольным автобусом среднего класса. Все особенности модели ЛиАЗ-529260 в версии для пригородных перевозок мы изучили, побывав в подмосковном Ликино-Дулево

ЛиАЗ-529260. Габаритная длина: 10,5 м. Начало продаж: лето 2014 г. Цена: от 6 000 000 руб.

Ликинский автобусный завод известен, прежде всего, как производитель автобусов большого и особо большого класса. ЛиАЗ, первым в России разработавший и запустивший в серийное производство 18-метровый сочлененный автобус, сегодня является единственным в стране предприятием, которое производит полную линейку городских пассажирских машин длиной 12 и 18 метров, включая низкопольную гамму, работающих на разных видах топлива (дизель, газ, электричество).

Однако конъюнктура рынка — вещь, как известно, изменчивая. Ориентироваться только на заказы Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, где пассажиропоток могут обеспечить только большие и особо большие машины, неправильно, решили на предприятии. А что требуется перевозчикам в регионах?  Транспортные компании все больше обращают внимание на вариации пассажиропотока в зависимости от времени суток, маршрута и других факторов. При этом многие перевозчики зачастую склоняются к тому, что выгоднее иметь два юрких, маневренных небольших автобуса с двумя водителями, чем один большой, но требующий более дорогого обслуживания и более стабильного пассажиропотока. К слову, в низкопольном сегменте сейчас эта ниша частично занята продукцией Минского автомобильного завода, речь идет о 9-метровом автобусе МАЗ-206. И вот ЛиАЗ, решивший не почивать на лаврах, включил в свою производственную программу низкопольные автобусы среднего класса.

Рабочее место водителя соответствует требованиям международных стандартов по комфорту и эргономике

Модель ЛиАЗ-529260, о которой сегодня пойдет речь, создана по заказу ГУП МО «Мострансавто», крупнейшего автобусного перевозчика, обслуживающего маршруты Подмосковья. Наш новый подопечный, 10,5-метровый низкопольный автобус, является укороченной версией рестайлингового ЛиАЗ-5292 (в версии 2013 г.) и предназначен для работы на маршрутах со средним и интенсивным пассажиропотоком.

Впервые новая модель средней вместимости была продемонстрирована в сентябре 2014 г. на международном бизнес-саммите в Нижнем Новгороде. Вторым местом официального появления ЛиАЗ-529260 на публике стала выставка «ЭкспоСитиТранс — 2014» в Москве: новинка находилась на стенде ГУП МО «Мострансавто», была окрашена в корпоративную цветовую гамму перевозчика (светло-серый, желтый, темно-серый и белый) и представляла обновленный фирменный стиль компании. Сообщалось, что такие автобусы начали поступать в филиалы «Мострансавто» летом 2014 г.

В салоне пригородной версии 26 пассажирских сидений

Стоит отметить, что в отличие от одноклассника — ЛиАЗ-4292, который построен на абсолютно новой агрегатной базе (прототип демонстрировался на «Мире автобусов — 2015», вот вам еще одно подтверждение тенденции), наш сегодняшний подопечный использует только существующие, а значит, хорошо известные эксплуатационникам (по текущим «лиазовским» моделям) узлы шасси. Все, что касается унификации, применимо и к кузову — он такой же несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки, с катафорезной обработкой и 12-летним ресурсом.

Для ЛиАЗ-529260 предусмотрено два варианта исполнения кузова — 3- и 2-дверное. Городской вариант с тремя дверями имеет 22 сидячих места, а пригородный 2-дверный вариант может быть оборудован 26 сиденьями для пассажиров. В обоих вариантах база машины составляет 4390 мм, а общая вместимость салона — 75 пассажиров.

ВСЕ КАК У БОЛЬШИХ

Вообще, пассажирское пространство оставляет самые приятные впечатления. Интерьер проработан до мелочей. Чего стоит панорамное остекление, увеличивающее доступ естественного освещения в салон. Обшивка боковых стенок и потолка выполнена из светло-коричневого пластика, который не только радует глаз, но и приятен на ощупь. Пассажирские сиденья пластиковые, с мягкими вставками, вполне комфортны, а поручни удобны в обхвате.

Для удобства посадки и высадки предусмотрена откидная аппарель

Из любопытных новаторских решений следует отметить наливной пол: специальная технология (применяется на заводе с 2013 г.) обеспечивает нескользкое износостойкое покрытие, которое хорошо моется. Правда, речь идет только о низкопольной зоне, на втором уровне (в задней части салона) по-прежнему используется линолеум. Вообще, благодаря низкому уровню пола, дополненному функцией книлинга, и удобному входу и выходу (ширина дверей 121 см) время посадки-высадки пассажиров и срок прохождения маршрута автобусом сокращаются, по расчетам самих перевозчиков, на 10–15 %.

ЛиАЗ-529260 адаптирован к нуждам маломобильных групп населения. В пределах накопительной площадки предусмотрено место для инвалидной коляски с соответствующим креплением, для удобства посадки и высадки есть откидная аппарель. Кроме того, в салоне установлен дополнительный ряд поручней, а вблизи дверей выделены специальные места для пожилых и незрячих пассажиров и сопровождающих их собак-поводырей. На каждом инвалидном месте имеется кнопка связи с водителем. И все это лишний раз подтверждает полное соответствие автобуса международным правилам ЕЭК ООН №107 (единообразие в части общих элементов конструкции).

Силовой агрегат расположен в заднем свесе продольно и объединен с 6-ступенчатой АКП

Обогрев пассажирской зоны комбинированный. В салоне есть конвекторы (в зоне накопительной площадки) и калориферы (в зоне дверей и сидений). В качестве теплоносителя используется охлаждающая жидкость двигателя плюс независимый жидкостный подогреватель. Кроме того, в автобусе предусмотрена система кондиционирования воздуха, накрышный кондиционер импортный — Konvekta.

Позаботились конструкторы и о водителе. Его рабочее место спроектировано в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике. За рулем в 10,5-метровой машине однозначно удобно. Сиденье оснащено пневмоподвеской и имеет полный набор регулировок. Есть регулировка и у рулевой колонки, но только по углу наклона. Зато пневматическая, точная и без малейших усилий. К общей картине следует добавить рациональную компоновку передней панели, шкафы для вещей, кармашки для мелочей и полноценное освещение кабины. Зеркала заднего вида расположены в оптимальных зонах, нет замечаний и к обзорному зеркалу салона — оно позволяет держать во внимании всю площадку у средней двери. В помощь водителю система видеонаблюдения — отдельный дисплей на торпедо, транслирующий картинку с любой из 9 камер (или со всех сразу).

СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ

ЛиАЗ-529260 оснащен дизельным двигателем ЯМЗ 536111-40 мощностью 275 л. с. экологического класса Евро-4. Силовой агрегат расположен в заднем свесе продольно и объединен с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF 6AP-1400 В. Для доступа к узлам и агрегатам предусмотрено три люка — задний основной и два боковых. Дверцы люков сверху подвешены на петлях и открываются как обычно — назад или в сторону.

Полная унификация по узлам и ходовой части с 12-метровым автобусом — основное требование заказчика

Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оснащенных необходимым оборудованием, а устранение поломок водителем в пути не предусмотрено. Отметим лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно без подручных средств, проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа — тоже не проблема. Единственный вопрос — долить моторное масло из канистры: доступ к заливной горловине ограничивает массивный корпус воздушного фильтра. Впрочем, проблема легко решается с помощью обычной воронки.

Плоский калорифер белорусского производства почти не уменьшает свободное место

По ходовым ощущениям все предсказуемо. Главное — это высокая маневренность автобуса, позволяющая эффективно эксплуатировать автобус на узких улицах с неширокой проезжей частью. Нужно отметить и хорошую динамику. Причина этому — соответствующая настройка двигателя, обеспечивающая высокую мощность (для других автобусов предлагается дефорсированный вариант мощностью 245 л. с.). В общем, недостатка тяги, как и рывков при переключении передач, не выявлено. Нет ничего необычного и при замедлении, те же хорошо знакомые дисковые тормоза с ABS и ASR. Единственное замечание заключается в том, что при нормальной посадке обод баранки скрывает зону контрольных ламп приборной панели. Вероятно, эту проблему можно решить регулировкой руля по высоте.

Доступ к заливной горловине ограничивает массивный корпус воздушного фильтра

В качестве резюме следует отметить, что всего в рамках контракта до 2016 года для Московской области будет изготовлено 123 автобуса ЛиАЗ-529260. Однако, по словам представителя завода, интерес к модели также проявляют перевозчики из других регионов, готовые проголосовать рублем за комфорт и удобства для пассажиров. На наш взгляд, идея вполне достойна продолжения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

СОВРЕМЕННО. Место для незрячих пассажиров с собакой-поводырем.

УДОБНО. В помощь водителю система видео наблюдения.

    Высокая маневренность, хороший запас тяги, стандартная агрегатная база
    Плотная компоновка силового агрегата

Технические характеристики
Количество мест для сидения
26
Снаряженная масса, кг
9280
Полная масса, кг
16 200
Габариты (длина/ширина/высота), мм
10 500/2500/2880
Колесная база, мм
4390
Объем топливного бака, л
248
Двигатель
модель
ЯМЗ-536111-40, Евро-4
тип
дизельный, рядный, 6-цилиндровый
раб. объем, л
6,65
мощность, л. с.
275 при 2300 мин-1
крутящий момент, Нм
1250 при 1300–1600 мин-1
Коробка передач
ZF 6AP-1400B, AKП 6-ступ.
Подвеска
передняя
зависимая рессорная
задняя
зависимая пневматическая
Тормоза
дисковые
Шины
275/70R22,5
Сервис
Заводская гарантия
2 года без ограничения пробега
Межсервисный пробег
15 000 км
Цена
Базовая/тестируемого автобуса
6 000 000 руб.
Конкуренты
MAЗ-206

Автобус предоставлен ООО «Русские Автобусы — Группа ГАЗ».

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.