ЛИАЗ-429260 (ГАЗ 9,5).С чистого листа

Скоро на маршруты всей страны выйдет первый в своем классе отечественный низкопольный 9,5-метровый автобус полный передовых технических новаций. Нам удалось опробовать его в деле

ЛИАЗ-429260 (ГАЗ 9,5). Габаритная длина: 9,5 м. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 7 500 000 руб.

Степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %

Еще недавно считалось, что стихия низкопольного автобуса — мегаполис с развитой дорожной инфраструктурой и стабильно высоким пассажиропотоком. Именно поэтому эра низкопольников, где доступ в салон существенно упрощен, началась с машин большого и особо большого классов.

Между тем, в малых городах с узкими улочками, короткими маршрутами и нестабильным пассажиропотоком эксплуатация крупногабаритной техники себя не оправдывает. В этом случае перевозчику выгоднее иметь два юрких и маневренных небольших автобуса, чем один вместительный, но требующий более дорогого обслуживания. Однако решения, касающиеся облегчения входа и выхода пассажиров, включая наклон кузова в сторону дверей, безусловно, приобретают все большую актуальность. Неудивительно, что на рынке имеется спрос на низкопольные автобусы среднего и даже малого классов.

Последнее время эту нишу заполняла продукция Минского автозавода (МАЗ-206) и Павловского автобусного завода (ПАЗ-3237). Продавались у нас и украинские Богдан А302 с частично низким полом. Но полностью низкопольной машиной, позволяющей свободно перемещаться по всей длине салона без ступенек, был только МАЗ-206.

Похоже, «Группа ГАЗ» решила всерьез заняться этой проблемой. В качестве пробного шара выступил 10,5‑метровый ЛиАЗ-52926. Разработанный по заказу ГУП «Мострансавто», он встал на конвейер Ликинского автобусного завода в 2014 году. Затем, в конце минувшего года, производственную программу «Группы ГАЗ» пополнил 9,5‑метровый ЛиАЗ-429260 (по новому бренд-буку ГАЗ 9,5), позиционируемый как первый полностью низкопольный автобус среднего класса российского производства. Для справки: в соответствии с Федеральным законом об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом (№ 220‑ФЗ) к среднему классу относятся транспортные средства длиной от 7,5 до 10 м включительно.

Рабочее место водителя выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF

Прототип ЛиАЗа среднего класса впервые был представлен широкой публике на фестивале «Мир автобусов» в Коломне. А к грузовому салону «КОМТРАНС — 2015» конструкторы подготовили существенно доработанный вариант. Именно с этой машиной мы недавно познакомились в Ликино-Дулево.

Проверить исправность автобуса и узнать пробег до техобслуживания можно с помощью многофункционального дисплея

ПО ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Итак, ЛиАЗ-429260. Машина с, казалось бы, привычными для ликинских автобусов дизайном и компоновкой при близком знакомстве оказалась довольно оригинальной. Серьезным обновлениям подверглись и внешность, и агрегатная база, и компоновка салона. Если в прототипе некая оригинальность передней маски рассматривалась лишь как поисковое решение для рестайлинга, то в окончательном виде экстерьер преобразился кардинально — автобус получил высокое ветровое стекло, оригинальную головную оптику и новые задние блок-фонари.

Реализуя проект, что называется, с чистого листа, конструкторы постарались заложить в новую машину максимально возможный технологический уровень. От «больших братьев» укороченный до 9,5 м автобус отличается агрегатной базой: он оснащен более легкой передней независимой подвеской ZF RL-55, 4‑цилиндровым дизелем ЯМЗ-534030 (210 л. с., Евро-5 с технологией EGR), автоматической коробкой передач Allison T211 или ZF 6 AP-1000B и портальным ведущим мостом ZF AV-110. Применение агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию, считает производитель. Действительно, рядная «четверка» все равно окажется менее прожорливой, чем 6‑цилиндровый собрат. А ведь есть еще объемы технических жидкостей, которые тоже стоят денег. Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами: радиатор расположен поперечно на одном уровне с двигателем. Это решение также продиктовано экономическими соображениями: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.

В салоне может быть до 23 посадочных мест

На рынке будут предлагаться две модификации ЛиАЗ-429260: полностью низкопольный городской и частично низкопольный пригородный (ЛиАЗ-429260‑01). Городской вариант имеет три двери. При общей вместимости до 75 пассажиров он предусматривает от 19 до 23 посадочных мест, плюс зона для пассажира в инвалидной коляске. Детальная проработка компоновки салона здесь видна невооруженным глазом. Например, среднюю пассажирскую дверь сдвинули в сторону задней части автобуса, освобождая дополнительное салонное пространство для стоячих мест, а сиденья передней площадки лишили подиумов — так конструкторы прислушались к пожеланиям пожилых людей. При этом степень унификации кузова (силовой каркас, остекление, внутренняя отделка, элементы крыши) с моделями ЛиАЗ большого класса составляет около 60 %.

Список новаций дополняет рабочее место водителя — оно выполнено в соответствии с европейским стандартом EBSF (European Bus System of the Future). Под этой сложной аббревиатурой предусматривается одинаковое расположение органов управления (клавиши приборной панели, подрулевые переключатели, кран стояночного тормоза и т. п.) и соблюдение всех правил эргономики: стандартные способы регулировки кресла, зеркал и рулевой колонки. Нет смысла подробно описывать все удобства для экипажа, поскольку то же самое можно увидеть, оказавшись за рулем любого современного европейского низкопольника. В Европе это делается для того, чтобы водитель, пересев в автобус другой марки, освоился как можно быстрее. А вот у нас пока подобных обязательных требований нет, поэтому «Группа ГАЗ» в этом смысле действует на опережение.

Сиденья передней площадки установлены без подиумов и снабжены подлокотниками

АПГРЕЙД ПРЕДУСМОТРЕН

В качестве обязательного приложения к новому командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования. Каналом обмена информации между бортовыми электронными системами является CAN-шина — в единой сети управления прописаны все конечные адресаты, начиная с электронных компонентов шасси и заканчивая системой освещения, управления зеркалами и стеклоочистителями. По сравнению с прежней аналоговой системой (она предлагается как базовый вариант для пригородной версии автобуса), мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза. Имеется возможность реализации множества дополнительных функций (круиз-контроль, датчик дождя, автоматическое переключение света, настройка интервала движения щеток и т. п.) без изменения архитектуры.

Откидной пандус и наклон кузова в сторону дверей упрощают доступ в салон маломобильных пассажиров

Другим достоинством мультиплекса является возможность ускоренной диагностики — полную картину технического состояния машины можно получить в течение нескольких минут. Решения,  реализованные в новом ЛиАЗе, обеспечивают не только автоматическую передачу данных об автобусе во время нахождения на маршруте (скорость, местоположение, расход топлива, изображение с бортовых видеокамер и т. д.), но и удаленную диагностику всех систем с передачей данных в техническую службу парка или диспетчерскую. Проверить исправность автобуса, узнать пробег до следующего техобслуживания (межсервисный интервал составляет 30 000 км) всегда может и сам водитель — это позволяет многофункциональный дисплей, распложенный справа от приборной панели.

Моторный отсек унифицирован с пригородными автобусами

Логично поставить вопрос: готовы ли перевозчики в регионах работать с техникой такого высокого уровня? На ЛиАЗе не видят в этом никаких проблем. «Вопросов с ремонтом не будет — персонал обучим, оборудование предоставим», — говорит Вячеслав Орехов, директор департамента продвижения автобусов ЛиАЗ ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ». В будущем компания планирует предлагать на рынке автобусы с сервисным контрактом. «Перевозчик должен заниматься обслуживанием пассажиров, — поясняет Вячеслав Орехов. — Все остальное, включая техническую готовность подвижного состава, является ответственностью поставщика или той компании, с которой заключен договор. Электронные средства мониторинга, реализованные в ЛиАЗ-429260, органично вписываются в эту концепцию».

Применение 5 агрегатов, рассчитанных на меньшую полную массу, позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию

Вкратце об ощущениях за рулем. Понравилась управляемость машины. Минимальный радиус разворота 8,9 м — это следствие использования независимой подвески. Помнится, автобус с обычной передней осью нуждался в куда большем пространстве для маневра.

Из замеченных минусов — неудачное расположение правого зеркала: обзор искажает сдвинутая к ветровому стеклу перегородка кабины. Впрочем, конструкторы в курсе проблемы, обещают, что в товарных машинах будет другой кронштейн. В общем, остается надеяться что новый автобус завоюет популярность, будучи конкурентоспособным не только по характеристикам, но и по цене, которая для городской версии с тремя дверями начинается с 7,5 млн руб. 

Передняя независимая подвеска обеспечивает не только улучшенную плавность хода, но и маневренность

    Высокая маневренность, низкие эксплуатационные расходы, упрощенный доступ в салон
    Неудачное расположение зеркала заднего вида

Технические характеристики
Количество мест для сидения
23
Снаряженная масса, кг
13 150
Полная масса, кг
8000
Габариты (длина/ширина/высота), мм
9500/2500/2880
Колесная база, мм
4500
Объем топливного бака, л
180
Двигатель
модель
ЯМЗ-5340300, Евро-5
тип
дизельный, рядный, 4-цилиндровый
рабочий объем, л
4,43
мощность, л.с.
210 при 2300 мин-1
крутящий момент, Нм
730 при 1300-1600 мин-1
Коробка передач
Allison T211 или ZF 6 AP-1000B
Подвеска
передняя
независимая, пневматическая
задняя
зависимая пневматическая
Тормоза
дисковые
Шины
265/70R19,5
Сервис
Заводская гарантия
18 месяцев или 100 000 км
Межсервисный пробег
30 000 км
Цена
Базовая/тестируемого автобуса
7 500 000 руб.
Конкуренты
ПАЗ-3237, MAЗ-206

 

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.