Электронные пломбы и GPS-маяки:как защитить груз в машине

Хищение грузов — это криминальный бизнес с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей. Какие технологии существуют для «профилактики» этой проблемы?

Проблема воровства личного имущества была всегда актуальна для человечества. И чем лучше, исходя из своего печального опыта, люди учились это имущество защищать, тем более изощренные способы изобретали и воры. Хищение грузов — это международная проблема, затрагивающая как бизнес, так и потребителя. К примеру, в США ежегодно пропадает грузов на общую сумму в $30 млрд. Большая часть краж совершается преступными синдикатами, это приносит ворам баснословные доходы, и отказываться от них они не собираются. Российская статистика краж грузов более размыта. Причина в том, что подобные хищения не выносят в отдельную категорию, а рассматривают как преступления, связанные с транспортом. Поэтому сложно привести точные цифры. Однако разные источники утверждают, что количество краж в нашей стране растет. Так или иначе, даже при наличии официальной статистики, вряд ли получится составить реальное представление о ситуации, так как зачастую потерпевшая сторона не желает выносить сор из избы. О размере убытков, впрочем, может свидетельствовать судебная статистика. Согласно информации арбитражных судов различной юрисдикции, средняя стоимость похищенного груза — 3 млн рублей. Однако не редкость и убытки в 30 млн.

Электронная навигационная пломба — это фактически бортовой компьютер с огромным количеством функций, несущий всю необходимую для осуществления перевозки информацию.

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого ее повесят? Ответ зависит от целого ряда факторов. В большинстве случаев, согласно судебной практике, придется отвечать перевозчику. Но он может быть освобожден от санкций, если ему удастся доказать, что кража в пути произошла по независящим от него обстоятельствам. Если будет установлено лицо, прямо причастное к краже, то ущерб можно взыскать с этого гражданина. Однако далеко не каждая кража в пути раскрывается правоохранителями. По данным экспертов, порядка 60% похитителей уходят от ответа. Материалы судебной практики свидетельствуют, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Системы видеомониторинга используются преимущественно при перевозке опасных грузов.

Несмотря на всю изобретательность воров, современные технологии тоже не стоят на месте, постоянно совершенствуются и способы защиты грузов. Если раньше это были хитроумные замки, то сегодня им на смену пришли цифровые технологии. На сегодняшний день наиболее эффективными являются системы видеонаблюдения и запорно-пломбировочные устройства, подключенные к спутниковой системе навигации ГЛОНАСС/GPS.

В качестве примера приведем случай из практики ком-пании «МониторингАвто» (оператора спутниковых систем контроля). Перевозчик отправлял водителя в рейс, загружали в машину палеты с грузом. Груз в место назначения прибывал, а палеты в пути пропадали. На поиск пропажи призвали систему мониторинга с расширенным функционалом. Анализ отчетов показал, что водитель во время рейса останавливался на дороге, которая пролегала по его маршруту, и продавал палеты, затем ехал дальше. Обнаружилось это с помощью датчиков открытия/закрытия дверей, поскольку обычный GPS-трекер показывает только место расположения машины (отслеживать скорость, маршрут и место расположения автомобиля онлайн или через время — данные хранятся на сервере), а отклонений от маршрута не было.

Эксперты «Мониторинг Авто», поясняют, что датчики открытия/закрытия дверей можно установить на двери кабины, пятую дверь или только на грузовой отсек. Из практики, данные мониторинговых отчетов можно использовать и на таможне. Если у инспектора возникает вопрос к содержимому груза, с помощью упомянутых датчиков можно доказать, что водитель не мог воздействовать на груз и подложить в кузов что-то запрещенное.

Другим решением, все более широко используемым для решения проблем с таможней или заказчиком, являются электронные пломбы. На рынке предлагается несколько видов этих устройств, реагирующих на открытие/закрытие дверей и фиксирующих место и время события. Некоторые модели электронных пломб способны реагировать на удар и освещенность, а самые продвинутые имеют в своем составе ГЛОНАСС/GPS-трекер. Если вскрытие произошло вне разрешенных участков, происходит оповещение службы безопасности. Груз, защищенный подобными системами, можно на таможне проверять по базам данных и, не вскрывая, пропускать дальше. Это ускоряет доставку и помогает в борьбе с контрабандой. Министерство транспорта России издало постановление, согласно которому со второй половины 2018 года транзитные интернациональные перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом могут осуществляться только с использованием электронных навигационных пломб. По сути, это означает введение «зеленого коридора» для транзитных перевозок, что выгодно всем участникам логистической цепи.

В некоторых видах ответственных автоперевозок, например, при перевозке опасных грузов, получают распространение системы видеомониторинга. Решение предусматривает установку камер кругового обзора с охватом по всему периметру транспортного средства. Трансляция может идти как в кабину (с записью на жесткий диск), так и на сервер. Система помогает заметить посторонних и принять меры безопасности. Такой видеомониторинг позволяет отследить не только наличие, но и кондицию груза. «Торговая сеть может оштрафовать перевозчика за то, что он, например, помял холодильник при транспортировке, — рассказывает Борис Паньков, гендиректор компании Omnicomm, разработчика и производителя систем мониторинга транспорта. — В таком случае перевозчик может предъявить видеозапись, показав заказчику, что груз имел повреждение изначально».

Наконец, для большинства применений существует наиболее простой и дешевый вариант обеспечения сохранности груза — это GPS-маяк или «закладка». Маяки скрытно устанавливаются в любое место автомобиля, включая грузовой отсек (контейнер) и настраиваются на «отбивку» с определенными интервалами. Таким образом, груз у отправителя всегда как на ладони.

В общем, российский рынок сегодня предлагает достаточно широкий выбор систем мониторинга грузов. Тратиться на эти системы или нет, решает перевозчик. Но, как показал опыт последних лет, электронная пломбировка сегодня — наиболее надежный способ не только защитить груз, но и сэкономить на логистике.

СЕРГЕЙ СКНАРИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «МОНИТОРИНГАВТО»

На конференции к нам обратилась известная зарубежная компания по производству сигарет. Их транспорт буквально грабили на дорогах. Происходило это следующим образом: водитель едет по маршруту, сзади подъезжают две машины. Один из грабителей вылезает из кабины на ходу и разрезает тент, выкидывает часть груза на дорогу, потом собирают. Водитель даже не замечает, что его ограбили. В данном случае датчики открытия/закрытия дверей поставить нельзя, так как машины тентованные, что само по себе не очень надежно. Можно поставить камеры на 360 градусов, и водитель сможет обнаружить злоумышленников раньше. Такие ситуации происходят на дорогах часто. В лучшем случае забирают только груз, но могут забрать саму машину или прицеп. Лучше всего, конечно, ставить датчики открытия/закрытия дверей, электронные пломбы.

 

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.