Эксперимент:как колеса экономят деньги

Расскажем, как грузовик, обутый в кованые алюминиевые диски с энергосберегающими шинами за полтора года сэкономил 206 000 рублей

Поставщик: Alcoa. Эксплуатационник: ООО «Стандарт». Дата постановки под наблюдение: 6 августа 2014 г.

Пробег автопоезда, укомплектованного коваными алюминиевыми дисками Alcoa и энергосберегающими шинами Michelin, к моменту подготовки очередного отчета составил 152 000 км. Изначально планировалось, что наш новый подопечный будет эксплуатироваться на маршруте Москва — Прага. Однако обострившаяся ситуация в сфере международного автомобильного сообщения создала серьезные трудности для грузовых перевозок из России в Европу. Как следствие, достаточно продолжительное время весь автопарк компании «СТАНДАРТ» выполнял только региональные рейсы. Насколько эффективно в этих условиях мог сработать энергосберегающий пакет, рассчитанный преимущественно на магистральные перевозки?

По восприятию водителей, «широкий руль» более комфортен

Вот что показывают цифры. Экономия топлива, согласно расчетам перевозчика, на сегодняшний день составила 4579 литров. В качестве точки отсчета были взяты расходы аналогичных грузовиков в стандартной заводской комплектации, работающих на тех же самых маршрутах. Посчитать разницу не составило труда: все автопоезда компании оснащены системой мониторинга и контроля расхода топлива, исключающего любые махинации со стороны водителя, а списание горючего производится только по факту.

Эксперимент, изначально казавшийся достаточно рискованным (скептики напоминали об отсутствии надлежащего шинного сервиса в регионах), перевозчик считает удачным: инвестиции близки к полному возврату. В общей сложности в проект было вложено 268 500 руб. Колесные диски трех типоразмеров в количестве 10 шт. были приобретены в 2015 году за 238 500 руб. Еще 30 000 руб. пришлось истратить на установку системы контроля давления в шинах (ее основная задача — предупреждение о нештатной ситуации). А вот затраты на покупку новых шин перевозчик в данном случае в расчет не берет, считает их сопоставимыми с обычной «переобувкой» тягача и полуприцепа.

Для полноты картины важно перевести литры экономии в деньги. При стоимости дизельного топлива 45 руб./л (усредненное значение с учетом заправок в Европе) экономия составила 206 000 руб. Действительно, еще совсем немного, и затраты полностью окупятся, а экономический эффект продолжится. «Нам нужно брать в расчет долгосрочную перспективу, — объясняет Артак Кочинян, начальник автоколонны ООО «СТАНДАРТ». — Срок службы дисков сопоставим со сроком службы всего грузовика, а значит, при последующих шиномонтажах все они останутся на своих местах. В итоге мы получим куда более серьезный экономический эффект».

Диски Alcoa Front Runner выглядят не так презентабельно, как Dura-Bright

Алюминиевые диски в сочетании с одинарной ошиновкой — редкость для грузовика, второй такой в России не встретишь. Задавшись целью получать максимум полезной информации, мы решили изучить влияние кованых дисков на ресурс деталей подвески и тормозов. В нашем случае сделать такой анализ несложно: автопоезд обслуживается у официального дилера, сервисная история отображается самым тщательным образом, в том числе в электронном виде.

Итак, за период наблюдений тягач прошел три плановых технических обслуживания. На пробеге 552 000 км произведена замена передних амортизаторов. Стоит обратить внимание на состояние тормозных колодок: судя по износу, отображаемому в процентах, они изнашиваются медленнее, чем обычно. Специалисты объясняют это улучшением теплоотвода от тормозных механизмов (примерно в 3 раза). Однако по осям колодки изнашиваются неравномерно: задние истерлись больше, чем передние. Скорее всего, это связано с ухудшением защиты суппортов ведущей оси от грязи и влаги ввиду особой геометрии широких дисков 22.5х17 Dura Bright EVO.

Вкратце о том, как чувствуют себя энергосберегающие шины. На данный момент высота протектора шин управляемой оси уменьшилась на 4,2 мм. Боковина и бортовая зона практически в безупречном состоянии, давление 8,5 бар соответствует нагрузке. На ведущей оси шины выглядят как новые, износ у блоков широкого протектора практически незаметен. На осях трейлера констатируем обычную для такого пробега ситуацию: протектор шин средней оси потерял ничтожно малые 2 мм высоты, протектор передней и задней осей истерся на 5 и 6 мм соответственно. Перестановка шин по осям не производилась.

Система контроля давления в шинах предупредит о нештатной ситуации

Блестящие диски, пухлые формы и выразительный протектор шин «супер сингла», надо признаться, заметно меняют облик тягача в лучшую строну. Такой автопоезд — отличная реклама для транспортной компании. Изначально у эксплуатационника была идея применить такое высокотехнологичное решение и для других автопоездов, работающих на международных линиях. Однако в сложившейся с грузоперевозками ситуации реализацию этого плана пришлось отменить.

МИХАИЛ ЖУРАВЛЕВ / ДИРЕКТОР ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ШИН MICHELIN В ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЗОНЕ

Комбинация шин Michelin XFA 385/55R22,5 и Michelin Х One XDN2 Grip 495/45R22,5 не является типичной, так как для российского и европейского рынков автомагистральных перевозок стандартный размер на ведущую ось — 315/70R22,5. Для достижения максимального эффекта экономии топлива на тягачах в условиях автомагистральных перевозок мы можем предложить комбинацию шин с «широким рулем»: Michelin XFA 385/55R22,5 и Michelin X LINE ENEGY D 315/70R22,5 или комбинацию шин с «узким рулем»: Michelin X LINE ENEGY Z 315/70R22,5 и Michelin X LINE ENEGY D 315/70R22,5.

Стандартный размер на рулевой оси тягачей автомагистрального предназначения — 315/70R22,5. Водители называют эти рулевые шины «узкими». Многие вместо «узкого руля» ставят «широкий» 385/65R22,5. По восприятию водителей «широкий руль» более комфортен (машина более плавно идет на неровностях дороги), а также лучше управляемость и безопасность.

АРТАК КОЧИНЯН / НАЧАЛЬНИК АВТОКОЛОННЫ ООО «СТАНДАРТ»

Сейчас автопоезд встает на прежний маршрут Москва — Прага, перед этим сцепка некоторое время эксплуатировалась в России. По технике нареканий нет, все идет в штатном режиме. Хочу сказать, что экономика проекта выглядит очень привлекательно. На данном этапе из первоначальных затрат в сумме 268 500 руб. нам уже удалось возвратить 206 000 руб. только благодаря экономии топлива: тестовый автопоезд сэкономил 4579 л в сравнении с обычной сцепкой. Эта экономия продолжится. Нам нужно брать в расчет долгосрочную перспективу. Срок службы дисков сопоставим со сроком службы всего грузовика, а значит, при последующих шиномонтажах они останутся на своих местах. В итоге мы получим куда более серьезный экономический эффект.

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.