Эко-круиз:газовый лайнер

«Группа ГАЗ» завершает сертификацию туристического автобуса большого класса Cruise с газовым двигателем экологического класса Евро-6. Уже скоро на заводе ЛиАЗ в Ликино-Дулево должно начаться серийное производство новой модификации «Круиза» с приставкой CNG. Разбираемся в технических особенностях экологичного и экономичного туристического лайнера

ГАЗ Cruise CNG (ГОЛАЗ-5291). Габаритная длина: 12 м. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 20 млн руб.

Кнопки переключения АКП на торпедо характерны для трансмиссии ZF Ecolife

Современный комфортабельный автобус Cruise на шасси Scania в дополнительном представлении не нуждается. С 2005 года, с момента старта производства на Голицынском автобусном заводе и последующего переноса сборки на ЛиАЗ, модель ГолАЗ-5291 разошлась тиражом в несколько тысяч экземпляров. Важной вехой в истории 12-метровой пассажирской машины стала олимпийская программа — 120 «Круизов» в специальной комплектации были задействованная в транспортном обслуживании гостей и спортсменов зимних Игр в Сочи.

Все серийные «Круизы» комплектуются дизельным двигателем Scania DC13, альтернативы которому до недавнего времени не предлагалось. Впрочем, нельзя сказать, что «Группа ГАЗ» оказалась вдали от газомоторной тематики: Ликинский, Павловский и Курганский автобусные заводы, решая задачу государственной важности, предлагают государственным и муниципальным заказчикам серийные модели ЛиАЗов, ПАЗов и КАвЗов на метане. А что «Круиз»? Все дело в импортном шасси.

Рабочее место водителя полностью соответствует концепции междугороднего автобуса

Появление прототипа Cruise CNG удачным образом совпало с развитием газомоторных проектов в самой компании Scania. В 2015 г. шведский производитель тяжелого коммерческого транспорта начал поставлять в Россию грузовики, работающие на сжатом природном газе. Сразу появились крупные заказчики, готовые уже сейчас получать дивиденды от использования дешевого и одновременно экологичного «голубого топлива». Попутно компания-импортер стала активно решать вопросы сервисной поддержки газовых автомобилей. Появились определенные подвижки в развитии дорожной инфраструктуры и увеличении числа АГНКС. В общем, применение газомоторного топлива на маршрутах большой протяженности — именно там, где можно достичь максимальной экономии — перестало считаться проблемным.

Итак, туристический автобус Cruise CNG. Впервые эта пассажирская машина большого класса была представлена широкой публике на фестивале «Мир автобусов — 2016» в Коломне. Затем триумф продолжился на выставке GasSuf. И вот журнал «Автопарк» получил возможность протестировать новый автобус, что называется, вживую, оценить его с точки зрения водителя и пассажиров.

На рабочем месте водителя смонтирована система обнаружения и тушения пожара

Внешне газовый «Круиз» мало отличается от обычной дизельной версии. Аккуратные сквозные щели в багажных люках (за которыми распложены газовые баллоны), тонкая газоотводная трубка в верхней части мотоотсека и блок принудительной вентиляции на крыше — пожалуй, лишь эти мелкие детали выдают нестандартное исполнение автобуса. Куда более значительное различие проявляется при работе двигателя: из выхлопной трубы не видно не то что сажи — нет даже дыма!Ни на холодном, ни на прогретом моторе, ни на холостом ходу, ни под нагрузкой.

БЕЗ НЕЙТРАЛИЗАТОРА

В заднем свесе автобуса установлен рядный 5-цилиндровый мотор Scania OC09 106 объемом 9,3 л и мощностью 320 л. с. Такой высокий уровень мощности, сравнимый с дизельным двигателем аналогичного объема (Scania DC9) — заслуга схемы ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины. Газовый мотор работает по циклу Отто: у него есть свечи и катушки зажигания, даже дроссельная заслонка. Степень сжатия не 16–17 единиц, как обычно на дизеле с турбонаддувом, а всего 12,6. Для этого изменили поршни и сравнительно немного — головки блока цилиндров. Электронное управление зажиганием и подача газа в двигатель схожи с современными системами обычного бензинового мотора. Этим «командуют» два отдельных блока управления, которые взаимодействуют друг с другом. Количество подаваемого газа зависит от количества воздуха, требуемого двигателю в данный момент. Двигатель ОС09 106 удовлетворяет нормам экологического стандарта Евро-6, но глушитель не такой «хитрый», как с системой SCR, да и бака для реагента AdBlue здесь не предусмотрено. В наличии лишь система контроля NOx.

Газовые баллоны размещены в выдвижных кассетах багажного отделения автобуса

Из других особенностей комплектации нашего нового подопечного — применение иной трансмиссии. Вместо штатной для дизельного «Круиза» 8-ступенчатой КП Scania GR875R Opticruise здесь в паре с дизельным двигателем работает 6-ступенчатая коробка ZF 6AP1200 Ecolife. Это одна из версий широко распространенных коробок ZF серии Ecolife, рассчитанных на крутящий момент до 2100 Нм и на эксплуатацию в городских автобусах большого класса. Один из примеров применения ZF Ecolife с программным обеспечением TopoDyn Life — городской автобус MAN Lion’s City. В коробку встроен трансмиссионный замедлитель-ретардер, повышающий эффективность торможения и сокращающий износ тормозных колодок.

У разных газомоторных автобусов, разных производителей есть одна общая проблема — оптимальное размещение баллонов. На городских автобусах баллоны высокого давления принято размещать на крыше: высота позволяет, а количество можно уменьшить, чтобы не создавать излишних нагрузок на кузов. С «туристом» другая ситуация: высоко поднятый салон ограничивает вертикальный габарит, и в этом случае оптимальным решением для газового хранилища (в том числе и с позиции центра тяжести) будет багажный отсек. Правда, в этом случае придется пожертвовать полезным объемом багажника — это минус. В Cruise CNG под газовые баллоны отведены четыре из шести багажных отсеков. Всего на борту автобуса восемь баллонов по 150 л, суммарно — 1200 л, запас хода — 600 км. При заполненных емкостях давление составляет 200 бар. По рекомендации Scaniа на «Круизе» используются композитные баллоны четвертого типа производства фирмы Ullit (Франция), их силовая оболочка изготавливается из композитного материала на основе углеродных волокон. Заправочный модуль смонтирован рядом с газовыми баллонами. В отсеках имеется система обнаружения утечек метана.

Салон рассчитан на 47 пассажиров

КОМФОРТ ПАССАЖИРАМ

Комфортабельный автобус Cruise CNG подходит как для  междугородних, так и для туристических маршрутов. Салон рассчитан на 47 пассажиров. Кресла отечественного производства (ОАО «РИАТ») имеют мягкие подголовники и регулировку по наклону спинки. Предусмотрено смещение крайних кресел в сторону прохода. Обивка подушек — ткань. Все сиденья оборудованы инерционными ремнями безопасности: перед перегородками и задний диван — с трехточечным ремнем, остальные — с двухточечным. Над креслами размещены полки для ручной клади. Имеются индивидуальные сервис-блоки с регулировкой вентиляции и освещения.

Над каждым креслом индивидуальные сервис-блоки

В оформлении салона используется пластик и винилискожа (для скатов потолка), на полу ламинированная фанера с износостойким противоскользящим покрытием. Стыки с кузовными конструкциями, стенами и в точках, где проходят коммуникации, надежно загерметизированы. Отопление салона конвекторное. В контур теплоносителя включен автономный подогреватель Spheros Thermo 350, кстати, он тоже газовый, подключен к топливной системе через отдельный редуктор. В связке с отопителем и накрышным кондиционером может работать вытяжной потолочный вентилятор — на тот случай, если сработает датчик обнаружения газа в салоне.

Передний капот в открытом положении фиксируют газовые пружины

ВНИМАНИЕ ВОДИТЕЛЮ

Рабочее место на «капитанском мостике» полностью соответствует концепции дальнорейсового автобуса. Кресло водителя на пневмоподвеске имеет регулировку в трех направлениях с изменением наклона подушки сиденья. Рулевую колонку можно подстроить по вылету и углу наклона. Комбинация приборов Scania Color+ c антибликовым покрытием имеет хорошо читаемый цветной дисплей. Кстати, именно на этот дисплей выводятся все предупреждающие сигналы, в том числе от прибора безопасности, который отслеживает температуру метана и предупреждает даже о малейшей утечке из баллона. Управление меню дисплея осуществляется с помощью кнопок на рулевом колесе. Еще одна важная деталь: штатный указатель уровня топлива честно показывает остаточное количество газа в баллоне. Для сравнения вспомним прошлогодний тест газового автобуса King Long XMQ6120C CNG (см. «Автопарк» №9, 2014): там индикатором давления газа служит нештатный блок светодиодов, а штатный стрелочный указатель работает вхолостую (либо показывает наличие топлива в баке автономного отопителя).

Под баллоны с метаном отведено четыре из шести багажных отсеков

Несколько слов об ощущениях в движении. Уровень шума, динамика и плавность включения передач — по этим параметрам пассажирская машина четко соответствует своему назначению. Благодаря увеличенной площади фронтального остекления и правильно расстановленным зеркалам заднего вида автобус имеет хорошую обзорность. Трансмиссия и подвеска шведского производства позволяют плавно трогаться и так же плавно набирать скорость. Мощности 9-литрового мотора вполне хватает для динамичного разгона. Ну а в случае чего на помощь водителю всегда придут электронные системы безопасности ESP, ASR, ABS и помощник экстренного торможения Brake Assist.

Стоимость газового Cruise CNG начинается с 20 млн руб. Серийный дизельный «Круиз» дешевле — он продается за 16 млн руб. Но, учитывая, что эксплуатация автобуса на природном газе дешевле, разница в цене может окупиться в течение года.

Газовый мотор Scania OC 09 106 размещен в заднем свесе продольно

Кран управления дверьми с дублирующим ручным включением

    Низкая стоимость эксплуатации, мощный газовый мотор
    Скромный объем багажных отсеков

Технические характеристики
Количество мест для сидения
47
Снаряженная масса, кг
13 900
Полная масса, кг
18 000
Габариты (длина/ширина/высота), мм
12 060/2550/3440
Колесная база, мм
5950
Объем газовых баллонов, л
1200
Двигатель
модель
Scania OC 09 106, Евро-6
тип
газовый, рядный, 5-цилиндровый
раб. объем, л
9,3
мощность, л.с. при мин-1
320 при 1900
крутящий момент, Нм при мин-1
1500 при 1100–1400
Коробка передач
ZF 6AP1200B EcoLife
Подвеска
передняя/задняя
зависимая, пневматическая
Тормоза
дисковые
Шины
295/80R22,5
Сервис
Заводская гарантия
один год без ограничения пробега
Межсервисный пробег
60 000 км
Цена
Базовая/тестируемого автобуса, руб.
20 млн руб.
Конкуренты
King Long XMQ6120C CNG, НефАЗ-52994-40-51, Volgabus Serpantin

 

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.