Автобус «Неман».Гость из прошлого

Пригородный Неман-520123 — необычный автобус. Эдакое воплощение популярного в СССР Ikarus 250 в современной интерпретации. Среди достоинств этого автобуса из Белоруссии высокая ремонтопригодность и сравнительно невысокая цена

Неман-520123-260. Габаритная длина: 11,65 м. Начало продаж: 2015 г. Цена: 6 500 000 руб.

Внешне пригородный Неман-520123 выглядит вполне привлекательно

На фоне своих конкурентов из России и зарубежья эта модель воспринимается как гость из прошлого, но появлению ее на нашем рынке именно сейчас есть логичное объяснение. До недавнего времени продукция автосборочного завода «Неман» ОАО «МЗКТ» (выпускает городские, пригородные и междугородние автобусы) была адресована местным перевозчикам и транспортным компаниям соседней Украины. Но сейчас, в силу непростой экономической ситуации, белорусские автобусостроители задумались об экспансии на российском рынке, где достаточно хорошо продается Неман-4202 — автобус малого класса на шасси Iveco Daily.

Приборная панель — место, где соседствуют настоящее и прошлое

Модель Неман-520123 пошла в тираж в 2014 году, производство в Белоруссии организовано по полному циклу. Автобус имеет оригинальную конструкцию, хотя признавать его полным «оригиналом» некорректно. Например, такие параметры, как колесная база, ширина колеи, конструкция подвески и т. д. были заимствованы у автобуса ЛиАЗ-5256 (до 2003 г. на заводе велась крупноузловая сборка ЛиАЗов, подробности см. во врезке).

ПРОЦЕДУРА ОМОЛОЖЕНИЯ

12-метровый Неман-520123 выглядит куда симпатичнее и современнее своего российского собрата. На это работают панорамное остекление с тонированными стеклопакетами, большое сплошное ветровое стекло, плавные формы передней маски, широкий фронтальный рейсоуказатель и новые блок-фары, позаимствованные у грузовых МАЗов. Пригородная модель имеет две одностворчатых двери — в заднем свесе и напротив водителя.

Основной крепеж для пластика — обычные саморезы

Кузов — вагонного типа, его несущий каркас сварен из прямоугольных стальных труб с основанием решетчато-ферменной конструкции и облицован стальным оцинкованным листом. Передняя и задняя маски — стеклопластиковые. Силовой каркас, включая внутренние полости труб, обрабатывается защитным антикоррозионным составом, а днище и колесные арки — еще и шумопоглощающей мастикой.

Клапан ручного тормоза

Пригородный автобус улучшенной комфортности рассчитан на перевозку 70 пассажиров. Пол салона расположен на высоте 75 см, и чтобы подняться на этот уровень, нужно преодолеть три ступеньки. В салоне на подиумах размещены 44 раздельных пассажирских кресла с высокой откидной спинкой, тканевой обивкой и подлокотниками. На окнах — аккуратные занавески. Кресла установлены таким образом, что от подушки переднего сиденья до спинки впереди стоящего кресла расстояние всегда одинаково, независимо от ряда сидений. Исключение составляет задний ряд: здесь сидячие места размещаются на отдельном постаменте. Вообще, такая компоновка морально устарела, но для пригородного автобуса еще вполне сгодится. Высота потолка в салоне — 2110 мм. Над сиденьями размещены багажные полки, а для крупной ручной клади предусмотрено два отсека в нижнем поясе. Правда, их суммарный объем невелик — всего 0,9 м3. Это минус.

Моторный тормоз активируется отдельной педалью

Комфортную температуру в пути обеспечивает накрышный кондиционер Diavia мощностью 25 кВт, его воздуховоды смонтированы в багажных полках и направляют поток прохлады преимущественно в центральный проход, а не на пассажирские кресла — видимо, на индивидуальных сервис-блоках было решено сэкономить. Отопление пассажирского салона осуществляется посредством пяти калориферов и батарей-конвекторов, которые расположены вдоль бортов. В зимнее время теплоноситель прогревается с помощью автономного подогревателя Spheros мощностью 23,3 кВт, включенного в контур системы охлаждения двигателя.

Рабочее место водителя отделено от салона сплошной перегородкой.

Спинка пассажирского кресла отклоняется на значительный угол

В целом заметно, что конструкторы об экипаже позаботились. По крайней мере, здесь просторно и все под рукой. Водительское кресло на пневматической подвеске белорусского производства имеет большой диапазон настроек. В сочетании с регулируемой рулевой колонкой (производства МЗКТ, судя по логотипу) это позволяет водителю удобно устроиться на рабочем месте. Зеркала заднего вида расположены в оптимальных зонах. Некоторые неудобства доставляет водителю «кочерга» КП — она расположена в узком проходе на пути к креслу. Впрочем, приспособиться к этому можно, много времени не займет.

В салоне на подиумах размещены 44 раздельных пассажирских кресла с высокой откидной спинкой

Удивление вызвал двухточечный ремень. Согласитесь, водитель автобуса, пристегнутый как пассажир, всегда будет вызывать подозрение у наших внимательных сотрудников ДПС. Но технический регламент Таможенного союза применение таких ремней разрешает, автобус сертифицирован. К слову, тем, кто планирует использовать белорусскую машину на коммерческих маршрутах, следует учесть, что в базовой комплектации отсутствует тахограф — это устройство придется заказывать у дилера за отдельную плату.

Для тех, кто едет стоя, предусмотрены поручни

Приборная панель — еще одно место, где контрастируют прошлое и настоящее. Новейший многофункциональный дисплей, отображающий параметры работы силовой установки, соседствует с архаичными стрелочными приборами: указателем уровня топлива, спидометром и манометрами пневмосистемы. Доставшийся в наследство от ЛиАЗа блок контрольных ламп переместился в правый сектор центральной консоли, а с левой стороны разместилось управление освещением. Материалы отделки приборной панели простые и непритязательные, но качество сборки хорошее. Стояночный тормоз приводится в действие «камазовским» клапаном — он находится слева от водителя, а для управления моторным тормозом предусмотрена отдельная педаль. Правда, расположена она неудачно — под вытянутую ногу, и это нужно учитывать при настройке сиденья.

ФОРМУЛА МАРКЕТИНГА

Основная «фишка», которой создатели автобуса собираются покорять российский рынок, — импортная компонентная база: силовой агрегат Deutz TCD2013 (290 л. с., Евро-4, SCR), 6-ступенчатая коробка передач ZF 6S 1200 и ведущий мост Raba 718.75 с передаточным числом 5,44. Такое сочетание производитель считает оптимальным с точки зрения надежности и эксплуатационных затрат. Силовой агрегат установлен продольно в заднем свесе, а радиатор системы охлаждения — поперечно. В приводе вентилятора используются вязкостная муфта и угловой редуктор. Доступ к силовой установке открывается как через задний люк, так и через съемные панели в салоне. Причем поднимаемый вертикально задний люк оборудован концевым выключателем, который исключает запуск силового агрегата из кабины в момент его обслуживания. Но завести мотор можно и со специального дистанционного пульта в моторном отсеке. Все точки обслуживания в свободном доступе. Определенные неудобства может создать недостаточная высота подъема заднего люка — рослым людям придется нагибаться.

В багажные полки вмонтированы воздуховоды кондиционера

По ходовым ощущениям все предсказуемо. Уровень шума, динамика, четкость включения передач, работа пневматической подвески — по эти параметрам пассажирская машина четко соответствует своему назначению. Нет ничего необычного и при замедлении — те же хорошо знакомые барабанные тормоза с ABS и ASR. Хотелось бы чуть лучшей плавности хода, но от зависимой передней подвески с двумя пневмобаллонами вряд ли можно ожидать большего.

Объем багажных отсеков 0,9 м3

Но, как оказалось, главная «изюминка» автобуса даже не в импортном силовом агрегате или КП. Маркетологи завода сделали ставку на низкую цену. Пригородный автобус улучшенной комфортабельности с мотором Deutz и КП ZF 6S 1200 стоит всего 6,5 млн руб. Низкая цена плюс импортные комплектующие и достойное качество сборки говорят о том, что автобусы «Неман» способны занять свою нишу на российском рынке. Правда, для этого необходимо расширять сеть дилерских и сервисных центров. И если эти задачи в ближайшее время будут решены, белорусские автобусы имеют все шансы найти своего потребителя в России.

Передняя пневмоподвеска с А-образной рамой

Дизель Deutz с системой SCR соответствует нормам Евро-4

ИЗ ИСТОРИИ МАРКИ

Лидский автосборочный завод был основан в мае 1984 года. Он создавался как предприятие Министерства радиопромышленности СССР по выпуску подвижных систем управления. Завод должен был обеспечивать сборку и гарантийное обслуживание разнообразной военной ракетной техники на колесном ходу. В 1992 году в рамках программы конверсии предприятие перешло на выпуск продукции гражданского профиля, начав сборку автобусов типа ЛиАЗ-5256. Интересно, что инициатива сборки ЛиАЗов в Белоруссии исходила от российской стороны, и до начала крупноузловой сборки автобусов специалисты «Неман» проходили обучение в Ликино-Дулево Московской области. Производство ЛиАЗов продолжалось до 2003 года. 24 декабря 2010 года ПРУП «Опытный завод «Неман» реорганизован в ОАО «Лидские автобусы «Неман», а в 2015 году предприятие стало филиалом ОАО «МЗКТ». Его современное название — филиал «Автосборочный завод «Неман» ОАО «МЗКТ». В настоящее время на заводе под маркой «Неман» выпускаются автобусы среднего и большого класса — всего семь моделей.

    Высокая ремонтопригодность, невысокая цена
    Малый объем багажных отсеков, неудачное размещение педали моторного тормоза, затрудненный доступ к моторному отсеку

Технические характеристики
Пассажировместимость, чел.
70
Количество мест для сидения
44
Снаряженная масса, кг
10 445
Полная масса, кг
18 000
Габариты (длина/ширина/высота) мм
11 655/2550/2975
Колесная база, мм
5840
Объем топливного бака, л
320
Двигатель:
модель
Deutz TCD, Евро-4
тип
дизельный, рядный, 6-цилиндровый
рабочий объем, л
7,14
мощность, л. с. при мин-1
290 при 2050
крутящий момент, Нм при мин-1
1200 при 1050–1650
Коробка передач
ZF 6S 1200
Подвеска:
зависимая, пневматическая
Тормоза
барабанные
Шины
275/70R22,5
Сервис
Заводская гарантия
1 год или 60 000 км пробега
Межсервисный пробег
20 000 км
Цена
Базовая/тестируемого автобуса, руб.
6 500 000
Конкуренты
ЛиАЗ-5256, МАЗ-231062, НефАЗ-5299-011-31

 

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.